Гер Дер (Нerder) Иоганн Готфрид

115

(род. 25 авг. 1744, Морунген, Восточная Пруссия – ум. 18 дек. 1803, Веймар) нем. Философ. С 1776 занимал должность суперинтенданта, которую получил благодаря содействию Гёте. В 1762 – 1764 изучал теологию в Кенигсберге (здесь на него оказали влияние Кант и Гаманн). В 1764 – 1769 был учителем и священником в Риге и после продолжительного путешествия (он сопровождал наследного принца фон Гольштейн-Ойтина) в 1770 познакомился в Страсбурге с молодым Гёте. В 1771 приехал в качестве придворного пастора в Бюккебург. Философия Гердера сложилась под влиянием прежде всего Джордано Бруно, Спинозы, Лейбница и Гаманна, с которым он был дружен. Философию позднего Канта он резко отклонил, его исследования называл «глухой пустыней, наполненной бессодержательными порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием».

Тезису Канта он противопоставил в качестве опровержения ход развития языка. «Только с речью возникает разум». Гердеровская философия языка и собранные им народные песни («Stimmen der Vцlker in Liedern», 1778-1779, мастерски переведенные на нем. Язык) привлекли внимание в особенности к тем народам, которые еще не утратили свои типические нравы и обычаи и природную силу языка. Гердер, т. О., стал поклонником южнослав. Песен (о южнослав. Народностях Западная Европа до этого ничего не знала). Кроме того, он является отцом европейской славистики – науки о слав, языках. В своей философии Гердер пытается во всяком бытии и событии выявить тенденцию к высшей цели. Пространство и время суть понятия, взятые из опыта, форма и материя познания в их источнике также не оторваны друг от друга.

Вместо «критики разума» нужна физиология человеческих познавательных способностей. В истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных .условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории основывается на законе прогресса в природе, который скрыто действует уже в неорганических естественных силах, познается естествоиспытателем уже в восходящем ряде органических существ, а для исследователя-историка обнаруживается в духовных устремлениях человеческого рода. История представляет собой прогрессивное развитие к гуманизму. Вещи не происходят друг из друга, а все развивается из Бога – вечного и бесконечного корня всех вещей, и мировая закономерность и миропорядок являются выражением божественной силы и разума.

Несмотря на свою приверженность к всеохватывающей идее гуманизма человечества и к надысторической нравственной цели человечества, Гердер тем не менее снова указывает на особую способность исторических образов, культур и эпох развиваться из самих себя. Осн. Произв. «Ьber den Ursprung der Sprache», 1772 (рус. Пер. «Трактат о происхождении языка», 1959). «Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774 (рус. Пер. «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества», 1959). «Stirnen der Vцlker in Liedern», 1778-1779. «Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», 4 Tie., 1784-1791 (важнейшее произв., неоконченное. Рус. Пер. «Идеи о философии истории человечества», 1959). «Briefe zur Befцrderung der Hummanitдt», 1793-1797 (рус.

Пер. «Письма для поощрения гуманности», 1959). «Verstand und Erfahrung. Vernunft und Sprache, eine Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft», 1779. «Sдmtliche Werke», 45 Bde., 1805-1820. «Kritische Ausgabe», 33 Bde., 1913..

Значения в других словарях
Геопсихология

(от греч. Ge Земля и психология) – наука, исследующая влияние погоды, времен года, почвы, ландшафта на душевную жизнь. Она близко соприкасается с осн. Проблемами сознания (проблемами сна, утомления, кривой производительности труда), с психопатологией (лунатизмом), тропическим бешенством, горной болезнью (амоком) и медициной (отдыхом, лечением), а также сексуальной психологией (весенним опьянением, страстью), эстетикой природы и ландшафта, психологией животных (перелетом птиц, зимней спячкой, жиз..

Геоцентризм

(греч. Geos - земля и лат. Centrum - центр) - учение, согласно которому Земля есть неподвижный центр Вселенной, мира. Традиционно на основе Г. Как представления об устройстве, субординации Вселенной, осуществлялись сопряженные с ним мировоззренческие, философские и идеологические выводы. В настоящее время модернизированное и эвристично-научное переиздание Г. (вне непосредственной видимой идейной связи с ним) осуществляется в рамках разработок идеи антропного принципа.А. А. Грицанов. ..

Гераклит Из Эфеса

(544/540/535—483/480/475) — древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Аристократ по рождению, происходил из знатнейшего рода Кодридов — основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата). Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. Сочинение Г. "О природе" ("О Вселенной, о государстве, о богосло- вии") дошло до ..

Дополнительный поиск Гер Дер (Нerder) Иоганн Готфрид Гер Дер (Нerder) Иоганн Готфрид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гер Дер (Нerder) Иоганн Готфрид" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гер Дер (Нerder) Иоганн Готфрид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 31 символа