Диффузионизм

93

Направление в культурной антропологии, сформировавшееся на рубеже 19-20 вв. Как одна из форм реакции на несовершенство концепций раннего эволюционизма. Согласно адептам Д., основным источником культурной дифференциации и единства человечества является не способность человеческого сознания к изобретениям, а напротив - свойственная человеку склонность к имитации поведения другого. Многие элементы культуры первоначально были созданы в одном или нескольких регионах мира и затем распространились посредством диффузии. Для диф-фузионистов культуры представлялись в виде разнородного набора элементов, возникшего в результате большого количества случайных заимствований от соседних и далеко расположенных народов.

В отличие от многих других направлений в культурной антропологии, Д. Не представлял целостной школы. Отнесение тех или иных ученых к этому направлению достаточно условно. Вместе с тем в его рамках выделяются т.наз. Британская, Австро-Германская и Американская школы. Наиболее известными представителями Британской школы Д. Являлись Г. Смит (1871-1937) и У. Перри (1887-1949), чьи во многом схожие концепции получили название "гипер-Д." или "пан-египтизма". Они отрицали возможность параллельной эволюции отдельных культур в различных частях света и утверждали, что все важнейшие элементы культуры, обусловившие развитие современной цивилизации первоначально были изобретены в древнем Египте и потом распространились по всему свету.

Г. Смит и У. Перри не были профессиональными антропологами, и достаточно некритично относились к собиранию эмпирических данных. Вместе с тем, благодаря экстравагантности, их идеи приобрели большую популярность. Более умеренную позицию занимал такой представитель британской школы как У. Риверс (1864-1922), который интерпретировал с диффузионистских позиций собственные полевые материалы по социальным отношениям в Меланезии. Признанные лидеры Австро-Германской школы Ф. Гребнер (1877-1934) и В. Шмидт (1868-1954) также, как их британские коллеги, исходили из того, что люди скорее предпочитают заимствовать что-либо, чем изобретать. Они полагали, что элементы культуры могут распространяться как группой людей, так и самостоятельно.

При этом допускалась возможность реконструировать древнейшую культуру путем сравнительного изучения и выделения общих черт у "этнологически наиболее древних народов" - т.е. Тех, чей образ жизни понимался как наиболее "примитивный". Представители Австро-Германской школы считали, что культурные изобретения происходили не в одном регионе планеты, а в нескольких - в пределах так называемых "культурных кругов" (Kulturkreis), понимаемых как комплексы взимосвязан-ных элементов культуры. Для их исследования была разработана методика картографирования, впоследствие получившая большое распространение в этнографической практике. Представители Американской школы К. Уисслер (1870-1947) и А. Кребер (1876-1960), ученики Боаса, отличались наибольшей сдержанностью в демонстрации своих диффузионистских убеждений.

Они полагали, что характерные черты культурного ареала происходят из единого географического "культурного центра". Исходя из этого, Уисслер сформулировал свой пространственно-временной принцип, согласно которому из всех культурных элементов, происходящих из одного центра, древнейшими явялются те, которые имеют наиболее широкое распространение. Как самостоятельное научное направление, Д. Исчерпал себя к сер. 1920-х. Среди позднейших адептов Д. Следует упомянуть норвежского исследователя Т. Хейердала, автора ряда работ по проблемам миграций народов Тихого океана, приобретшего мировую известность в 1940-70-х благодаря экстравагантной форме доказательства возможностей контактов народов в древности (плавания на плоту "Кон-Тики", папирусной лодке "Ра", и т.д.).П.В.

Терешкович.

Значения в других словарях
Диффузионизм

(от лат. Diffusio — распространение, растекание) направление в буржуазной этнографии и археологии, объединяющее ряд сходных школ. Д. Объясняет развитие культур не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений и миграциями народов. Д. Возник в конце 19 — начале 20 вв. Как реакция на позитивистский эволюционизм, противопоставив упрощённой идее полного единообразия в развитии культур идею их абсолютного различия, нарушающегося лишь там,..

Диффузионизм

ДИФФУЗИОНИЗМ - обозначение ряда направлений в этнографии и археологии нач. 20 в., объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. П.).. ..

Диффузионизм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Диффузионизм

Обозначение ряда направлений в этнографии и археологии нач. 20 в., объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. П.).. ..

Диффузионизм

(от лат. Diffusio - распространение) - направление в бурж. Этнографии. См. Этнография.. ..

Диффузионизм

ДИФФУЗИОНИЗМ - направление в культурной антропологии, сформировавшееся на рубеже 19-20 вв. Как одна из форм реакции на несовершенство концепций раннего эволюционизма. Согласно адептам Д., основным источником культурной дифференциации и единства человечества является не способность человеческого сознания к изобретениям, а напротив - свойственная человеку склонность к имитации поведения другого. Многие элементы культуры первоначально были созданы в одном или нескольких регионах мира и затем распро..

Дифференциация

(от лат. Differentia – различие) – выделение различающих моментов по единому принципу, исходя из одной отправной точки. Дифференциация является, в частности, одним из принципов учения о биологическом развитии. См. Также Индивидуация, Развертывание.. ..

Дифференциация И Интеграция

..

Дихотомия

(от греч. Dichotomia - разделение на две части) - деление на две непересекающиеся части (напр., проводимое в Ветхом Завете видение человека, как состоящего из души и тела). В логике - деление класса предметов, обозначаемых исходным понятием, на две взаимоисключающие части по наличию какого-то признака или его отсутствию (напр., класс, обозначаемый понятием "человек", можно дихотомически разделить на два класса. "мужчины" и "не-мужчины").. ..

Дицген (Dietzgen) Иосиф

(род. 9 дек. 1828, Бланкенберг, близ Кёльна – ум. 15 апр. 1888, Чикаго) – нем.-австр. Философ-самоучка. Занимался гл. О. Теоретическими проблемами познания и развил собственную теорию диалектического материализма. Осн. Произв. «Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit», 1869 (рус. Пер. «Сущность головной работы человека», 1907). «Gesammelte Schriften», 3 Bde., 1911. «Dietzgen-Brevir», 1915. На рус. Яз. Избр. Философ, соч., 1941.. ..

Дополнительный поиск Диффузионизм Диффузионизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Диффузионизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диффузионизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа