Душа

297

(греч. Psyhe, лат. Anima) - одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. Появляется вместе с самой философией в пифагореизме. Одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне- пифагорейских учений - учение о бессмертии Д. И метемпсихозе. Учение Платона о Д. Формировалось в оппозиции к софистическому пониманию Д. Как только средоточия ощущений. В диалоге Платона "Федон", с одной стороны, проведены пифагорейские учения о теле как гробнице Д., о метемпсихозе (переселении душ) и палингенесии (новых рождениях), с другой - опровергнуто пифагорейское учение о Д.-гармонии и даны четыре доказательства бессмертия Д.

Образованию и воспитанию Д. Здесь придан фундаментальный онтологический смысл, поскольку, по Платону, Д. Не несет с собой на тот свет ничего, "кроме воспитания и образа жизни". Аристотель в учении о Д. Исходит из двух ее основных проявлений в живом существе. Движения и ощущения. Помимо этого он формально признает бестелесность Д. Как того, что не есть тело, но что, однако, не может существовать без тела. Не признавая Д. Как причину всякого движения, Аристотель рассматривает Д. В своей системе категорий как сущность, или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, обладающего возможностью жизни. По Аристотелю, Д. Нет самой по себе, но есть живое существо, состоящее из Д. И тела. Аристотель отказывается от представления о мировой Д., но вводит ее своеобразный эрзац.

Природу, которая имманентна миру так же, как отдельная Д. - отдельному живому существу.Традиция христианского богословия в учении о Д. Исходила из противопоставления Д. Животных и Д. Человека. Человек, созданный по образу и подобию Бога, и его бессмертная Д. Суть, по Григорию Богослову, Божие дыхание и свет Божий. Д. Должна быть для тела тем же, чем Бог является для Д. Показывая ложность платоно- пифагорейского учения о предсуществовании Д. (принимавшегося, в частности, Оригеном), об эманации Д. Из Бога, естественном размножении Д., о душепереселении, о Д. Как гармонии, о мировой Д., отцы церкви подчеркивали креационистский момент в возникновении Д. (хотя и могли толковать его по- разному), необходимость очищения Д., павшей в результате первородного греха, и возможность возвращения ее к Богу через Христа - главу церкви, причем вплоть до самых высших уровней иерархии мироздания.Эпоха Возрождения начинает с утверждения традиционных общецерковных воззрений на отсутствие Д.

Мира (Николай Кузанский). Но в дальнейшем возрожденческая натурфилософия в лице Ф. Патрици, решительно оспаривая схоластическое учение о Д., вновь возвращается к учению о мировой Д. Антицерковный пафос воодушевляет Дж. Бруно, также признающего мировую Д. И в связи с этим прямо ссылающегося на Плотина. По существу, такого рода возвращения к языческим концепциям открывали путь к независимому изучению природы, хотя непосредственно и не вели к действительному развитию физики.Дальнейшая эволюция представлений о Д. Происходила в связи с актуализацией оппозиции Д. И тела у Р. Декарта. Отмечая, что наша Д. Нам лучше знакома, чем наше тело, Декарт считает ее основным свойством мышления, как основным свойством тела является протяжение.

Выделяя два вида мышления - разум и волю, Декарт открывает возможность абсолютизации того и др. И их самостоятельного рассмотрения. При этом особую роль приобретает индивидуальный внутренний опыт, который постепенно выстраивается как общий (новоевропейский) внутренний опыт, верифицируемость которого предполагается. После этого уже легко было усмотреть все наше достоинство в одной только мысли (Б. Паскаль) и считать свойственную Д. Познавательную способность лучшей нашей частью, властной обуздать аффекты и определять могущество Д. (Б. Спиноза). Но при этом тут же оказывалось, что сама Д. По сравнению с этой своей способностью остается чем-то пустым и почти лишним. У Дж. Локка Д. Оказывается лишенной каких бы то ни было врожденных принципов и все свои идеи (у него - восприятия) она получает из опыта.

Такого человека вместе с его Д., бессмертие которой недоказуемо, можно только анатомировать. Именно такой анатомический подход и предлагает Д. Юм. То, что, по Декарту, составляло сущность Д., у Юма вообще лишено силы, потому что мы теперь знаем только определенные частные качества и восприятия, и наши аффекты суть единственные скрепы нашего мышления. У Д. И тела, по Юму, все общее. Человек с такой Д. Постепенно оказывается всего только очень сложной машиной, и Д. В нем целиком зависит от его темперамента и вообще состояний тела (Ж. Ламетри). Как дуализм Декарта, так и сенсуализм Локка не могли не вызвать реакции. Против Декарта решительно выступает Г.В. Лейбниц с учением о монадах, иерархия которых, по существу, представляет собой иерархию Д.

Или способностей Д., причем каждая монада есть микрокосм, в котором снята противоположность мышления и протяжения. Против Локка выступает Дж. Беркли, утверждающий, что в собственном смысле существуют только мыслящие субстанции, тогда как для других их бытие состоит в возможности быть воспринятым. Нет иной субстанции, кроме духа, или Д., причем Д. Есть субъект, который проявляет волю и мыслит. Беркли возвращается к Платону и неоплатоникам в своем утверждении о производности тел от духа и с удовольствием приводит мысль Плотина, утверждавшего, что не Д. В теле, но тело в Д., а также Ямвлиха, признававшего Д. Более высокой, чем природа. Попытка примирения разных т.зр. Была предпринята в эклектической системе X. Вольфа.

Воспитанный на его философии И. Кант оказался и его принципиальным противником. Кант показывает, что бессмертие Д. - постулат практического разума, т.е. Теоретически недоказуемое положение, поскольку существование Д. После смерти выходит за рамки возможного опыта. С Кантом, сокрушившим метафизику, вопрос о Д. В новоевропейской философии принципиально переходит из сферы онтологии и гносеологии в сферу морали. Но, с др. Стороны, под влиянием Канта развивается исследование Д. В той самой опытной сфере, которая нам безусловно доступна. Речь идет об экспериментальной психологии, отыскивающей эмпирико-психологические обоснования метафизических вопросов, и Д., бывшая у Юма связкой представлений, становится связкой влечений, сил и способностей (Ф.А.

Бенеке). Как эмпирическая наука психология постепенно стремится противопоставить себя философии и объединиться с антропологией, биологией, физиологией. Психометрия, психофизика, детальное изучение и классификация ощущений постепенно приводят к исчезновению человеческой Д. Как онтологически насыщенного филос. Понятия, что поддерживалось также эволюционистскими концепциями происхождения человека (Ч. Дарвин). Неуклонное исчезновение Д. Из новоевропейской философии сопровождается теистическими тенденциями в находившейся под влиянием Г.В.Ф. Гегеля протестантской теологии и развитием понятия человеческой личности. Наряду с сенсуализмом и материализмом (Л. Фейербах), а также механицизмом (К. Фохт) развивается спиритуализм.

Метафизическую природу понятия Д. Защищает Р. Г. Лотце. К И. Г. Фихте восходят интуитивистски-волюнтаристские концепции, также постепенно вытесняющие Д. Из поля зрения философии. Воля к жизни А. Шопенгауэра, жизненный порыв А. Бергсона. Наконец, парапсихология, психоанализ (З. Фрейд), аналитическая психология (К.Г. Юнг), психопатология (К. Ясперс) приводят к необыкновенному разбуханию психологии - науки о Д., не признающей Д. Как таковой, что вполне соответствует многообразным формам новоевропейской духовности, не признающей духа, и новоевропейской культуры, не признающей бытийно наполненного религиозного культа. С этой т.зр. Представляют несомненный интерес ряд установок рус. Философии, подчеркивавшей несводимость душевной сферы к рациональной и интеллектуальной, а также возрождение гностических мотивов и учения о Д.

Мира у B.C. Соловьева с его учением о Софии как о Д. Миров и единой царице всех душ и в рус. Символизме. Steel C.G. The changing self. A study on the soul in later Neo-platonism. Jamblichus, Damasciusand Priscianus. Bruxelles, 1978. Essays on Aristotle's "De anima". 1992. Corps et ame. Sur le "De anima" d'Aristote. Paris, 1996. Robinson T.M. Plato's Psychology. Toronto, 1995.Ю.А. Шичалин.

Значения в других словарях
Душа

(греч. Psychē, лат. Anima) понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека. В религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. Восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научны..

Душа

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого ..

Душа

Божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность, но эта личность может быть бессмертна, только если душа будет спасена. Забота о спасении души — главное в жизни человека. Оттого как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо ..

Душа

ДУША, понятие>, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь> человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время> сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм>, панпсихизм>) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

-и́, вин. Ду́шу, мн. Ду́ши, ж.. ..

Душа

ДушаЧеловек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * Сердце * СтаростьДуша - Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится. -•Монтень (Montaigne) Лицо - зеркало души. -•Цицерон (Marcus Tullius Cicero) Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она - единственная и полновластная госпожа и нашего со..

Душа

Франц. Douche, ит. Doccia, водяная трубка. Струя воды, направляемая на болящую часть человеческого тела.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Душа

Дух, сердце, грудь.. ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

Понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, н..

Душа

Ж. Душ м. Франц. Холодные обливанья, обдача струей воды.. ..

Душа

Ж.1) а) Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу.б) Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.2) а) Внутренний мир человека.б) Психические переживания как основа его жизни.3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.б) Человек как носитель каких-л. Склонностей и черт.4) а) перен. Главное лицо где-л. Организатор, вдохновитель.б) Общий любимец в к..

Душа

ДУША́ -и́, вин. Ду́шу. Мн. Ду́ши. Ж.. ..

Душа

-и, вин. Душу, мн. Души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится. Разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. Держится (о хилом, больном человеке. Разг.). Д. Не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.).Д. Не принимает чего-н. (не хочется. Разг.). Д. Меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее. Разг.). Д. Радуется (очень радостно, приятно..

Душа

Души, вин. Душу, мн. Души, душам ж. 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу. Бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. 2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать. Лерм..

Душа

Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ.. ..

Душа

Общеслав. Суф. Производное (суф. -j-) от той же основы, что и духъ. Хj >. Ш. См. Дух. Религиозное значение — из ст.-сл. Яз. Ср. Искон. Душа «ямочка над грудной клеткой» (у него за душой ничего нет), ни души «никого», обращение моя душенька и т. Д.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Душа

Душа́ укр. Душа́, ст.-слав. Доуша ψυχή, πνεῦμα (Супр.), болг. Душа́, сербохорв. Ду́ша, словен. Dúša, чеш. Duše, слвц. Duša, польск. Dusza, в.-луж., н.-луж. Duša. Из *duxi̯ā. См. Дух. Знач. Душа́ "крепостной человек" калькирует ср.-греч. Ψυχή, ср. Ψυχαὶ ἀνθρώπων "рабы", буквально "души людские", Апокалипсис (см. Бауэр, Wb.). См. Ягич, AfslPh 1, 631 и сл. Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 392. Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках. См. Фальк – Торп 974. О лтш. Dũša "физическое и душевное самочувствие" ..

Душа

(Soul, Seele) - определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как "личность". (ПТ, пар. 696).Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним "целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных". (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина "душа", как то. 1) вместо понят..

Душа

(Soul, Seele) — определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность» (ПТ, пар. 696). Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним «целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных» (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина «душа», как то. 1) вместо понятия «психика», особенно когда ..

Душа

(в науке) душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. В обыденном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека. Антитеза понятий тела и материи.. ..

Душа

-чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. Кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт­ного духа, который нельзя убить (Мф 10.28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян 4.32) или просто личность, человек (Иез 27.13. Деян 2.41. От 18.13). (См. Че­ловек). ..

Душа

ДУША. ..

Душа

ДУША (греч. Psyche, лат. Anima). 1. В религии под Д. Понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его "двойник", активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет ("одушевляет") его, а покидая - приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (напр., в брахманизме, буддизме). 2. В истории философии термин Д. Употребляется и..

Духа История

Научный метод, рассматривающий историю культуры как историю духа, порождающего культуру. См. Также Дух, Культура.. ..

Душевность

(нем. Gemьt) лишь нем. Языку свойственное обозначение тесного единства духовной и чувственной жизни чувства, внутреннего содержания души (см. Внутреннее).. ..

Душевные Движения

Чувства, аффекты, страсти, настроения.. ..

Душа

В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. Религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. Обозначается др.-евр. Словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая". В Синод. Пер. Это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9. Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс. 1) из этого следует, что под Д. В древнейшие времена понималось то начало, к-рое..

Душа

Религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. Понятие «Д.» как бессмертной нематериальной части человеческого существа, сложившееся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, является плодом длительной и сложной дистилляции гораздо более смутных и элементарных мифологических представлений. Для неевропейских народов, у которых отсутствуют представления, эквивалентные этому понятию, характерно олицетворен..

Душа

Обычно изображается в виде взлетающей птицы. В христианском искусстве иногда выглядит как обнаженное дитя, выходящее изо рта, что символизирует новое рождение. В Египте - это птица с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает тело в облике змеи.. ..

Дополнительный поиск Душа Душа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Душа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Душа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа