Ильенков Эвальд Васильевич
(1924-1979) - специалист по диалектике, т.н. Диалектической логике и "материалистической теории идеального". Типичный представитель философии марксизма-ленинизма. С 1941 - студент Московского ин-та философии, литературы и искусств. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филос. Факультет МГУ, аспирантуру этого же факультета. В 1953 был обвинен в гегельянстве. Работал в Ин-те философии АН СССР. В нач. 60-х гг. Вышел из редколлегии готовившейся "Философской энциклопедии" в знак протеста против более широкого освещения в ней вопросов современной логики. В последние годы жизни занимался проблемой психического (личностного) развития слепоглухонемых детей и был обвинен позднее в подгонке фактов под ошибочную общую схему (Д.И.
Дубровский). По И., такое развитие не содержит никакой дефектологической специфики, а скорее наоборот, высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития в "чистом" виде.В диалектике И. Интересовали прежде всего вопросы внутренней противоречивости мышления, соотношение абстрактного и конкретного, логического и исторического и др.Определение диалектического противоречия в работах И. Отсутствует, как нет в них собственных конкретных примеров таких противоречий. Соотношение диалектического и обычного (логического) противоречия трактуется весьма неясно. "Если в теоретическом выражении действительности противоречие возникло с необходимостью из самого хода исследования, то оно не есть так называемое логическое противоречие, хотя и обладает формальными признаками такового, а есть логически правильное выражение действительности".
Формально-логический запрет противоречия правилен, если он касается употребления терминов, но неверен, когда относится к движению понятий. "Последнее - предмет диалектической логики. Но здесь господствует другой закон - закон единства, совпадения противоположностей, притом совпадения, доходящего до их тождества. Именно он составляет ядро диалектики как логики мышления, следующего за развитием действительности". Позиция И. Была шагом назад в сравнении с утвердившейся уже в марксизме- ленинизме идеей, что даже диалектическое мышление должно подчиняться обычным требованиям (формальной) логики. Обсуждение в работах И. Соотношения логических законов тождества и противоречия, критика Р. Карнапа и др. Показывают, что И., как и Г.В.Ф.
Гегель, которому он во многом следовал, плохо представлял, чем занимается наука логика.Творчество И. Разворачивалось в период первой либерализации реального коммунизма и являлось попыткой приспособить схоластизированный и окостеневший марксизм- ленинизм к реалиям постиндустриального общества. Большинство советских философов того времени ограничивались идеей нового, "более углубленного" прочтения работ В.И. Ленина. И. Считал нужным вернуться к диалектическим идеям К. Маркса и даже таких его предшественников в разработке диалектики, как И. Кант, И.Г. Фихте и Гегель. На Западе 1950-1960-е гг. Также были отмечены существенным ростом интереса к творчеству Маркса и формированием целого ряда направлений неомарксизма. Наибольшим влиянием из них пользовалась франкфуртская школа (М.
Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.), оставившая от всей диалектики только идею развития путем постоянного отрицания своих предшествующих ступеней ("негативная диалектика"). И. Не проявлял интереса к работам современных ему зап. Философов-неомарксистов. Развивавшееся им истолкование "аутентичного" марксизма иногда именуется "доморощенным неомарксизмом" (Ю.Н. Давыдов).И. Полагал, что диалектическая логика уже почти построена, в основном коллективными усилиями советских философов, и что многие их работы можно рассматривать как параграфы и даже главы этой Логики (с большой буквы). Ослабление, а затем и крушение коммунистического режима показало, что эти надежды были не более чем беспочвенной иллюзией.Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса.
М., I960. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. Об идолах и идеалах. М., 1968. Диалектическая логика. М., 1974 (2-е доп. Изд. -1984). Учитесь мыслить смолоду. М., 1977. Становление личности. К итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. № 2. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979. Искусство и коммунистический идеал. М., 1983. Философия и культура. М., 1991.Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998..
Дополнительный поиск Ильенков Эвальд Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Ильенков Эвальд Васильевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ильенков Эвальд Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 26 символа