Ильенков Эвальд Васильевич

105

(1924-1979) - специалист по диалектике, т.н. Диалектической логике и "материалистической теории идеального". Типичный представитель философии марксизма-ленинизма. С 1941 - студент Московского ин-та философии, литературы и искусств. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филос. Факультет МГУ, аспирантуру этого же факультета. В 1953 был обвинен в гегельянстве. Работал в Ин-те философии АН СССР. В нач. 60-х гг. Вышел из редколлегии готовившейся "Философской энциклопедии" в знак протеста против более широкого освещения в ней вопросов современной логики. В последние годы жизни занимался проблемой психического (личностного) развития слепоглухонемых детей и был обвинен позднее в подгонке фактов под ошибочную общую схему (Д.И.

Дубровский). По И., такое развитие не содержит никакой дефектологической специфики, а скорее наоборот, высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития в "чистом" виде.В диалектике И. Интересовали прежде всего вопросы внутренней противоречивости мышления, соотношение абстрактного и конкретного, логического и исторического и др.Определение диалектического противоречия в работах И. Отсутствует, как нет в них собственных конкретных примеров таких противоречий. Соотношение диалектического и обычного (логического) противоречия трактуется весьма неясно. "Если в теоретическом выражении действительности противоречие возникло с необходимостью из самого хода исследования, то оно не есть так называемое логическое противоречие, хотя и обладает формальными признаками такового, а есть логически правильное выражение действительности".

Формально-логический запрет противоречия правилен, если он касается употребления терминов, но неверен, когда относится к движению понятий. "Последнее - предмет диалектической логики. Но здесь господствует другой закон - закон единства, совпадения противоположностей, притом совпадения, доходящего до их тождества. Именно он составляет ядро диалектики как логики мышления, следующего за развитием действительности". Позиция И. Была шагом назад в сравнении с утвердившейся уже в марксизме- ленинизме идеей, что даже диалектическое мышление должно подчиняться обычным требованиям (формальной) логики. Обсуждение в работах И. Соотношения логических законов тождества и противоречия, критика Р. Карнапа и др. Показывают, что И., как и Г.В.Ф.

Гегель, которому он во многом следовал, плохо представлял, чем занимается наука логика.Творчество И. Разворачивалось в период первой либерализации реального коммунизма и являлось попыткой приспособить схоластизированный и окостеневший марксизм- ленинизм к реалиям постиндустриального общества. Большинство советских философов того времени ограничивались идеей нового, "более углубленного" прочтения работ В.И. Ленина. И. Считал нужным вернуться к диалектическим идеям К. Маркса и даже таких его предшественников в разработке диалектики, как И. Кант, И.Г. Фихте и Гегель. На Западе 1950-1960-е гг. Также были отмечены существенным ростом интереса к творчеству Маркса и формированием целого ряда направлений неомарксизма. Наибольшим влиянием из них пользовалась франкфуртская школа (М.

Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.), оставившая от всей диалектики только идею развития путем постоянного отрицания своих предшествующих ступеней ("негативная диалектика"). И. Не проявлял интереса к работам современных ему зап. Философов-неомарксистов. Развивавшееся им истолкование "аутентичного" марксизма иногда именуется "доморощенным неомарксизмом" (Ю.Н. Давыдов).И. Полагал, что диалектическая логика уже почти построена, в основном коллективными усилиями советских философов, и что многие их работы можно рассматривать как параграфы и даже главы этой Логики (с большой буквы). Ослабление, а затем и крушение коммунистического режима показало, что эти надежды были не более чем беспочвенной иллюзией.Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса.

М., I960. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. Об идолах и идеалах. М., 1968. Диалектическая логика. М., 1974 (2-е доп. Изд. -1984). Учитесь мыслить смолоду. М., 1977. Становление личности. К итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. № 2. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979. Искусство и коммунистический идеал. М., 1983. Философия и культура. М., 1991.Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998..

Значения в других словарях
Ильенков Эвальд Васильевич

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924-79) - российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии попытался вернуться к "подлинному" Марксу (Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса", 1956, опубликовано 1960) и в сер. 1950-х гг. Стал центром кружка оппозиционно настроенных молодых философов.. ..

Ильенков Эвальд Васильевич

(18.02.1924, Смоленск - 21.03.1979) - отечественный психолог. Биография. После окончания московской школы в 1941 г. Поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946-1953 гг. Учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953 г. Защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К.Маркса К критике политической экономии". С 1953 г. Работал сначала младшим, а с 1..

Иллюминатов Орден

Орден свободных масонов;'см. Метафизика света.. ..

Иллюминации Теория

(от лат. Illuminatio – освещение) – учение, относящееся к средневековой метафизике света.. ..

Ильин Иван Александрович

(1883-1954) - философ, правовед, публицист. Род. В Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1906). Был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1910 И. Отправлен в научную командировку в Германию, Францию, Италию, где продолжил научную работу в ун-тах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, Берлина. Занимался в семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля. Знакомство с Гуссерлем и увлечение его феноменологическим методом - важный ..

Имажинация

(лат.) – воображение, фантазия, образное наглядное представление, сила воображения.. ..

Ильенков Эвальд Васильевич

(18.2. 1924, Смоленск,—21.3.1979, Москва), философ и психолог, д-р филос. Наук (1968). В 1950 окончил МГУ. С 1953 науч. Сотрудник Ин-та философии АН в Москве.В центре науч. Творчества И.— проблема универсальности человека как субъекта продуктивной деятельности, способного не только к воспроизведению действительности, но и к созданию такого материального или духовного продукта, к-рый ранее не был присущ объективной действительности. В качестве создаваемых т. О. Продуктов выступают все объекты кул..

Дополнительный поиск Ильенков Эвальд Васильевич Ильенков Эвальд Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ильенков Эвальд Васильевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ильенков Эвальд Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 26 символа