Интерсубъективность

113

— особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или — значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. Гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. Ставится Гуссерлем в "Пятой картезианской медитации". Поскольку Гуссерль начинает опыт феноменологической рефлексии с исключения "наивной" опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему требуется новое основание для обеспечения значимости опыта рефлексии, и он предпринимает попытку обоснования рефлексии через саму рефлексию. Каждый субъект, рефлексируя, выстраивает мир специфически, этот мир — опыт субъекта, зависящий только от его познания.

Следовательно, решение — в проблеме взаимоотношения субъектов, в частности, Я и Другого. Гуссерль находит, что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает интерсубъективную общность — общность (гипотетических) субъектов, каждый из которых имеет мир в своем опыте, и, в силу этого, мир может рассматриваться как объективно (для-всех) сущий — то есть как основание индивидуального опыта Я. В то же время в И. — Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. На основе интерсубъективного сообщества при рефлексии над тем, как Другой выстраивает "его" Других, формируется интенциональная общность, характеризующаяся направленностью на горизонт возможностей понимания и бесконечное пространство сообщества (по сути, — преобразование идеала истинного человечества).

Однако проблема выяснения корректности знания остается открытой, поскольку бесконечное самоуглубление — идеал, вещь-в-себе. Позднее Гуссерль вводит понятие "жизненного мира" — духовного образования, которое задает основные "темы" для "вариаций" — всякого действия или мысли конкретного субъекта — и посредством этого служит базисом И. В дальнейшем тема И. Рассматривается в аналитической философии (как проблема общезначимости логических и языковых форм — у Рассела, Карнапа, Куайна), феноменологии (Сартр. Конфликт претензий конституирующих субъектов;Мерло-Понти. Тело как общезначимое основание рефлексии всякого субъекта) и феноменологической социологии (Шюц). Шюц рассматривает И. В свете двух правил (интерпретации) социальной жизни — взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях.

Однако все эти программы суть отход от гуссерлевской идеи обоснования объективности рефлексии из самой рефлексии.Д.В. Майборода.

Значения в других словарях
Интерсубъективность

Особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. Гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. Ставится Гуссерлем в 'Пятой картезианской медитации'. Поскольку Гуссерль начинает опыт феноменологической рефлексии с исключения 'наивной' опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему требуется новое основание..

Интерсубъективность

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. Гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. Ставится Гуссерлем в "Пятой картезианской медитации". Поскольку Гуссерль начинает опыт феноменологической рефлексии с исключения "наивной" опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему тре..

Интерпретация

(от лат. Interpretatio - истолкование, разъяснение) - 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания. 2) в гуманитарном знании - истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, изучаемые в семантике и эпистемологии понимания. 3) способ бытия на основе понимания.В современных физико-математических дисциплинах И. В широком смысле может быть определена как установление системы объектов, составляющих предметн..

Интерпретация В Науке И Логике

1) построение модели для научной теории. 2) приписывание значения символам и формулам формализованного языка.Наиболее точно понятие И. Определяется в символической логике для формальных систем. Если, напр., дано выражение "А -> В", то само по себе оно представляет простой набор символов некоторой графической формы, записанных в определенной последовательности. Интерпретировать данное выражение - значит приписать входящим в него символам и ему самому в целом некоторые значения. Пусть "А" имеет зн..

Интертекстуальность

— понятие постмодернистской текстологии, артикулирующее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой в качестве интериоризации внешнего. Термин "И." был введен Кристевой (в 1967) на основе анализа концепции "полифонического романа" М.М.Бахтина, зафиксировавшего феномен диалога текста с текстами (и жанрами), предшествующими и параллельными ему во времени. В целом, концепция И. Восходит к фундаментальной идее неклассической философии об активной роли социокультурной среды в проц..

Интолерантность

(лат. Intolerans) – нетерпимость. Противоположность – терпимость, толерантность. Интолерантный – нетерпимый.. ..

Интерсубъективность

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ. ..

Дополнительный поиск Интерсубъективность Интерсубъективность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Интерсубъективность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интерсубъективность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа