Комментарий
(от лат. Commentarius - заметки, толкование. Иногда К. Назывался "схолиями", греч. Scholia) - жанр филос. Литературы, наиболее интенсивно разрабатываемый в эпохи господства авторитарного знания, основанного на истинах, данных в "откровении" и зафиксированных в "священном" тексте. В качестве такового выступают либо собственно сакральные тексты (Веды, Книги Ветхого и Нового Заветов, Талмуд, Коран и др.), либо тексты, которым приписывалось сакральное значение в рамках религиозных союзов, филос. Школ, церковного предания. Преемственность культурной традиции обычно обеспечивается школой, для которой типично отношение "авторитетный текст (истина) - учитель (толкователь) - ученик". Поэтому в европейской традиции К. Возникает одновременно с ин-том школы в период окончательного утверждения письменного характера греч.
Культуры в 6 в. До н.э., а угасает в 16 в. С утверждением новоевропейского университетского образования и науки, заменившей знание, исходящее от авторитета, знанием, опирающимся на эмпирические данные и рациональное доказательство. С 16 в. К. (в виде научного К.) сохраняет свое значение в отдельных областях гуманитарной науки, преимущественно ориентированной на нужды исторического исследования и школы.У греков филос. К. Возникает в пифагореизме. Аллегорически толкуется гомеровский эпос как вместилище архаической мудрости и орфической литературы, в которой новые религиозные идеи выражались в традиционной эпической форме. К. Развивается софистами, разработавшими жанр "вопросов" - толкования отдельных трудных или сомнительных мест авторитетного текста.
Филос. К. Достиг расцвета у комментаторов Платона и Аристотеля, сочинения которых, начиная с 1 в. До н.э., стали наиболее представительными текстами греч. Философии. Образ антич. Философии, созданный в К. Последних ее веков, был единственным, который знала средневековая Европа. Он в значительной степени определил восприятие античности арабо-мусульманской философией. К. К текстам Ветхого Завета (Септуагинты) писал Филон Александрийский, повлиявший на формирование традиции христианского К. Начиная с Ипполита и особенно Оригена, разработавшего теоретические основы христианской экзегетики, К. К ветхозаветным и новозаветным текстам стал одним из центральных жанров патристической литературы, которая в дальнейшем сама выступала в качестве объекта комментирования (напр., К.
Максима Исповедника к сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита). Священное Писание в сочетании с текстами Аристотеля - основной предмет схоластического К. Библия, Аристотель, Платон и неоплатоники - таков круг авторитетных текстов для комментаторов-гуманистов, деятельность которых знаменует последний расцвет филос. К. В европейской традиции. Geffcken J. Zur Entstchung und Wesen des griechischen wissen-schaftlichen Kommentars // Hermes. 1932. Bd 67. Untersteiner M. Problemi di filologia filosofica. Milano, 1980..
Дополнительный поиск Комментарий
На нашем сайте Вы найдете значение "Комментарий" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Комментарий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 11 символа