Лосский Владимир Николаевич

102

(1903-1958) - русский философ и богослов. Сын Н.О. Лосского. Учился в Петроградском (с 1920) и Пражском университетах, Сорбонне (закончил в 1927 и получил ученую степень по медиевистике). В 1922 в составе семьи отца выслан из Советской России (на знаменитом "философском пароходе"). С 1924 - в Париже. В юрисдикционых конфликтах русской эмиграции остался верен Московской патриархии. В 1939 получил французское гражданство. "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" Л. (1944) признан классическим трудом, излагающим основные идеи восточно-христианской патристики и богословия в целом. Публикуемые Л. В течение жизни статьи по философской и богословской проблематике были собраны в посмертно изданных сборниках и курсах лекций "Богови-дение" (1962), "Догматическое богословие" (1964-1965), "По образу и подобию Божию" (1967).

Согласно концепции Л., специфика восточно-христианского мистического богословия может быть выражена понятием "обожения". В отличие от классической восточной мистики, растворяющей самотождественность личности в Абсолюте (мокша в буддизме и индуизме, феномен "таухид" в суфизме и т.п.), и от классической западной мистики, сохраняющей дистанцию между человеком и Богом в акте откровения (принципиальная несочетаемость нетварного с тварным в католичестве), православная мистика есть "мистика обожения". Человек, по Л., соединяясь с Богом, не растворяется в Абсолюте, но сохраняет свою личность в преображенном виде, становится "богом по благодати". Однако, Бог не сводится к своим "энергиям", т.е. К дарованной в откровении благодати, - он свободен по отношению к ним, и потому личен.

По оценке Л., православное богословие фундировано специфичной по отношению к католической теологии трактовкой Троицы. Если для Запада характерна интенция "рассмотрения Сущности раньше Лиц", с чем связаны "мистика безличного божества" (например, у Экхарта) и "безличная объектная теология" (в схоластике), то в православном богословии, по Л., Троица предстает как "изначальный факт абсолютной реальности", в рамках которой ипостаси, не имея "своего" ("личные признаки Лиц" есть лишь условные знаки их различия), тем не менее, являются абсолютно уникальными. Творение мира, по Л., есть свободное, не вызванное никакой необходимостью действие воли Бога (ср. Креационный волюнтаризм Иоанна Дунса Скота). "Ничто, из которого мир", есть указание на небожественность мира, его принципиальную новизну по отношению к Богу.

Бог, по Л., творит личные существа, наделенные свободой воли. В этом есть риск, ибо свобода включает в себя возможность отказа от Творца. Но "тот, кто не идет на риск, не любит. Личная любовь есть любовь к иному, чем ты сам". В этом контексте Бог сознательно ставит себя в положение бессилия перед созданной им свободой. Он подобен "нищему, просящему подаяния любви у дверей души и никогда не дерзающего их взломать". Применительно к онтологии, по Л., понятия типа "чистая природа" есть "метафизические фикции", ибо фиксируют незавершенное (необоженное) состояние бытия. По Л., каждая вещь обладает "логосом" (идеей) как "модусом причастия Божественным энергиям" (ср. Платоновский мир идей и Софию в русской софиологии).

Божественное целеполагание мира предполагает глобальный космический процесс его обожения. "мир должен стать вместилищем нетварной благодати". В общем контексте концепции Л. Зло мыслится принципиально не онтологически - как личностная позиция "бунта против Бога" и стремления к иллюзорным целям, а грехопадение - как катастрофическая мутация человека и космоса. Смертность, по Л., "отрезвляет человека". Смерть есть "помеха беспечному пребыванию в противоприродном положении". Нереализованность миссии Адама в обожении мира задает миссию Христа, который "принимает на себя миссию Адама". Согласно Л., в особой трактовке христологии также может быть усмотрена специфика православной традиции. Если религии Востока ориентированы на презумпцию иллюзорности мирового бытия, а гуманистическая культура Запада рефлексивно замыкает "человеческое" на самом себе, то православная христология сохраняет ценность "человеческого", обогащая его "нетварным".

Образ Божий в человеке есть "личность как свобода" (ср. Христос как "свободный человек, воодушевляющий других быть свободными" (Ван Бурен) в протестантской этике). Человек открыт Божественному, Бог - встречно - открыт "человеческому", что позволяет Л. Определить свою антропологию как "открытую" (ср. С принципом "открытой антропологии" К. Ранера). Путь обожения для личности лежит, по Л., через аскетику как "борьбу за любовь" в качестве финальной цели человечества - восстановления и превосхождения исходного "райского единства". В этой связи человеческая любовь определяется Л. Как "страстное стремление любящих к Абсолютному", которое в "самой фатальности своего поражения таит щемящую тоску по раю". Любовь задает отношение между Я и Другими, семантически изоморфное отношению Ликов Троицы ("личность совершается в отдаче себя"), - однако, восстановление человеческой природы через отказ от себя в отношениях любви предполагает дальнейшее вертикальное восхождение, обеспечивающее достижение человеком полноты совершенства личности во взаимопроникновении человеческой и Божественной природы.

По Л., "Церковь есть Среда, в которой осуществляется соединение человека с Богом" как свободное сотрудничество (синергия) Божественного воления и воли человека - "благодати Духа и человеческой свободы" (ср. С противопоставлением воли и благодати в западной теологии). Л. Является одним из наиболее известных на Западе представителей православного богословия (наряду с И. Мейен-дорфом и Флоровским). По оценке Жильсона, "тайна Л." состояла в том, "чтобы быть среди нас самим воплощением христианского духа". Объективно творчество Л. В контексте западной культурной традиции может быть рассмотрено как феномен продуктивного диалога в контексте "Восток - Запад". Несмотря на то, что исходно произведения Л. Были адресованы западному читателю, сегодня (первый перевод "Очерка мистического богословия Восточной Церкви" - 1972.

Широкое распространение интереса - в 1990-х) они становятся значимым явлением восточнославянской философской культуры.В.А. Бодяко, М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Лосский Владимир Николаевич

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-58) - русский православный богослов, сын Н. О. Лосского. Родился в России, с 1922 в Праге, затем в Париже. Во время немецкой оккупации Франции активно участвовал в движении Сопротивления. Критиковал софиологию С. Н. Булгакова ("Спор о Софии", 1936). Сочинения - "Мистическое богословие Восточной Церкви" (1944), "Смысл икон" (1952, совместно с Л. А. Успенским), "Видение Бога" (1962), "По образу и подобию Бога" (1967).. ..

Лосский Владимир Николаевич

(26.5.1903, Гёттинген - 7.2.1958, Париж) - религиозный философ, богослов. Сын философа Н.О.Лосского и Людмилы Владимировны Стоюниной, дочери видного русского педагога В.Стоюнина, Детство и юность Владимира прошли в Петербурге. В 1912 он поступил в гимназию своей бабушки, М.Стоюниной, а затем в 1913-17 учился в коммерческом училище М.Шидловской, которую посещали сыновья А.Керенского, Л.Каменева, Л.Троцкого, Б.Кустодиева. В первых классах учился Д.Шостакович.Л. Преуспевал в гуманитарных науках, ег..

Лоренц (Lorenz) Конрад Цахариус

(1903-1989) - австрийский биолог и философ, основатель "эволюционной эпистемологии". Лауреат Нобелевской премия по физиологии и медицине (1973). Профессор философии Кенигсбергского университета (с 1940). В советском плену (1944-1948). Почетный профессор университета в Мюнхене (1947). Основатель Института сравнительного исследования поведения животных в Альтенберге (1949). Директор Института физиологии поведения имени М. Планка в Зеевидене (1961-1973). Заложил теоретические основы и систему фунда..

Лосев Алексей Федорович

(1893-1988) - философ, историк античной философии и эстетики. Получил классическое образование на историко-филологическом факультете Московского ун-та. С 1919 - проф. Классической филологии Нижегородского ун-та, член Психологического общества при Московском ун-те, Религиозно-философского общества памяти B.C. Соловьева, Философского кружка им. ГА. Лопатина, Вольной академии духовной культуры. С 1922 по 1929 читал курс лекций по эстетике в Московской консерватории.Миросозерцание Л. Формируется на ..

Лосский Николай Онуфриевич

(1870-1965) - философ, представитель рус. Интуитивизма и персонализма. Окончил физико-математический и историко- филологический факультеты Петербургского ун-та, с 1900 - приват-доцент, с 1916 - проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун-тах Праги, Брно, Братиславы, в 1946 переехал в США, где стал проф. Свято-Владимирской духовной академии в Нью- Йорке и работал до 1950.Длительная эволюция филос. Миросозерцания Л. Привела его к признанию истинности христианства, но сама филос. Система строила..

Лотман Юрий Михайлович

(1922-1993) - русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 - студент филологического факультета Ленинградского университета. С 1940 - в Советской армии, участник войны. В 1950-1954 работал в Тартусском учительском институте, с 1954 - в Тартусском университете (в 1960-1977 - зав. Кафедрой русской литературы). С 1951 - кандидат, с 1961 - доктор филологических наук. Член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации с..

Дополнительный поиск Лосский Владимир Николаевич Лосский Владимир Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лосский Владимир Николаевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лосский Владимир Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 27 символа