Мегамашина

102

Понятие, употребляемое для обозначения обезличенной, технократически оптимизимированной, предельно централизованной организации, сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей (Мэмфорд). Только посредством сознательного изобретения таких высокомощных М., составленных из человеческих и орудийных частей, могли быть осуществлены часто в течение жизни одного поколения, колоссальные инженерные сооружения, наподобие пирамид в древнем Египте. Такая М. Представляет собой по существу изобретение социальной организации нового типа, иерархически соподчиняющейся единому тоталитарному центру, воплощенному в верховном правителе, которому абсолютно подчинены политические, экономические, военные и бюрократические компоненты.

Технические средства, используемые такой М., становятся "мегатехникой" в отличие от обычной техники, используемой вплоть до последних десятилетий в промышленном и аграрном производстве. В отличие от машин индустриального общества, являющихся трудосберегающими устройствами, М. Древности была трудоис-пользующим устройством, ибо экономия труда в них не играла никакой роли. М. Представляет невидимую структуру, социальную пирамиду, составленную из живых человеческих элементов, каждому из которых предназначается определенная должность, роль и задача, но все они подчинены бюрократизированной системе управления из единого центра, обладающего абсолютной властью. Такую антигуманную социальную организацию характеризуют два фактора.

Один - негативный, принудительный и слишком часто разрушительный. Другой - позитивный, жизненный, конструктивный. И хотя архетипической моделью М. Стало, по Мэмфорду, сооружение крупнейшей пирамиды Хеопса - первого и самого долговечного из семи чудес древнего мира, которое было осуществлено культурой, только выходящей из каменного века и долго еще пользовавшейся каменными орудиями наряду с бронзовыми, совершеннейшая точность ее размеров и пропорций, сами масштабы сооружения, равно как техническая виртуозность проекта и его исполнения не превзойдены ни в одном техническом сооружении нашего времени. Крупномасштабное разделение и специализация труда в современной индустриальном обществе, считает Мэмфорд, берут начало именно в этой точке.

Оттуда же проистекает и свойственная индустриальному обществу бюрократизация как интегральная часть М. Хотя создание М. Связано с многочисленными творческими начинаниями, наиболее значительный и разрушительный результат их использования был достигнут в военной сфере, в колоссальных актах разрушения городов, культуры, уничтожения людей (от разграбления Шумера до атомного взрыва над Хиросимой). Поэтому Мэмфорд считал своим долгом активно выступать против злоупотреблений М., приводящих к "интеллектуальному империализму". Изобретателей и руководителей М., начиная со времен пирамид и вплоть до сегодняшнего дня, по утверждению Мэмфорда, постоянно преследовали иллюзии всезнания и всемогущества, которые не стали менее иррациональными в наши дни, когда они имеют в своем распоряжении внушительные ресурсы точной науки и технологию больших энергий, но которые становятся все более опасными для человечества.

Поэтому, согласно Мэмфорду, необходимо произвести обдуманное, широкомасштабное разрушение М. Во всех ее институциональных формах, с перераспределением силы и власти к меньшим единицам - социальным общностям, более открытым прямому человеческому воздействию и социальному контролю. Только таким путем можно вновь обратить технику на службу человеческому развитию, ориентировать ее на сознательное культивирование тех частей органической и социальной среды, самой человеческой личности, которые были подавлены мегамашинным технократическим монстром. Многообразные требования гуманного и полного человеческого развития могут быть удовлетворены только тогда, считает Мэмфорд, когда игра и работа образуют часть органического культурного целого.

Нужна не столько трудо-, сколько жиз-не- и человеко-ориентированная технология, только тогда она станет выполнять важную роль в гуманизации общества и в человеческом развитии.ЕМ. Бабаеве.

Значения в других словарях
Мегамашина

МЕГАМАШИНА - понятие, употребляемое для обозначения обезличенной, технократически оптимизимированной, предельно централизованной организации, сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей (Мэмфорд). Только посредством сознательного изобретения таких высокомощных М., составленных из человеческих и орудийных частей, могли быть осуществлены часто в течение жизни одного поколения, колоссальные инженерные сооружения, наподобие пирамид в дре..

Машинная Теория Жизни

Сравнение, а у крайних представителей этой теории (напр., у Юлиуса Шульца) даже отождествление живого организма с машинами. Согласно Декарту, животные – это машины (автоматы) без «души». Ламетри написал книгу «L'homme machine» («Человек-машина»). Хр. Вольф объяснял, что истина в мире существует «потому, что мир есть машина». Дриш разрабатывал машинную теорию, развивая свое виталистическое учение (см. Витализм). Материальное в организме он изображал как машину, а энтелехию, нематериальное, – как ..

Мебиус (Мobius) Пауль

(1853-1907) - немецкий невропатолог, клиницист. Создатель и автор серии патобиографий (патографий). Занимался терапией и исследованием различных пограничных состояний. Практиковал и пропагандировал привлечение к труду как основной метод терапии различных функциональных нарушений психики. Осуществил подразделение этиологических факторов (причин и условий возникновения болезней) на экзогенные (внешнего происхождения) и эндогенные (внутреннего происхождения). Подчеркнул роль представлений в происхо..

Мегарики (мегарская философская школа) – В Греч. Философии Приверженцы Евклида Мегарского

(род. Ок. 450 – ум. 380 до Р. X.), ученика Сократа. Осн. Их интересы были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики. Сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином.. ..

Мегарская Школа

Одна из сократических школ в др.-греч. Философии. Основана Евклидом из Мегары (ум. В глубокой старости после 369 до н.э.), одним из ближайших учеников Сократа. К М.ш. Принадлежали Евбулид, Стилпон и Диодор Крон. Противники прозвали М.ш. Эристической, а ее представителей - эристиками ("спорщиками"). Отталкиваясь от учения Парменида о том, что существует только единое бытие, и от учения Сократа о благе, Евклид утверждал, что существует одно только благо, лишь называемое разными именами. Иногда раз..

Дополнительный поиск Мегамашина Мегамашина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мегамашина" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мегамашина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа