Мережковский Дмитрий Сергеевич

100

(1865-1941) - русский писатель и поэт, философ. Муж З.Н. Гиппиус. В качестве поэта, эссеиста и романиста выступил одним из зачинателей символизма в русской литературе. Один из организаторов (1901) Религиозно-философского общества, стремившегося гармонизировать отношения интеллигенции и церкви. Будучи воинствующим антикоммунистом и противником большевизма, эмигрировал из России в 1920. Основные сочинения. "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893), "Лев Толстой и Достоевский (1901-1903), "Христос и Антихрист" (1893-1906), "Грядущий Хам" (1906), "Не мир, но меч. К будущей критике христианства" (1908), "Больная Россия" (1910), "Зачем воскрес. (Религиозная личность и общественность) "(1916), "Тайна трех.

Египет и Вавилон" (1925), "Тайна Запада. Атлантида и Европа" (1930), "Иисус неизвестный" (1932) и др. (Собрание сочинений М. Было издано в Москве в 1914-1915 и уже тогда включало 24 тома). М. Провозгласил жизненно важным для России создание "нового религиозного сознания". Согласно его убеждению, эволюционирующее христианство (в отличие от "истинного" или "первоначального"), иерархизируя начала человеческого мира, допустило неоправданный перекос в направлении сакрализации духовного начала, сопряженного с отрицанием святости плоти и ее проявлений. (Язычество же, царство Антихриста по сути своей, по М., допускало явную переоценку плотского начала в ущерб духу). Истинное же положение дел, по М., таково, что обе эти ипостаси человека находятся в неразрывном мистическом единстве, что находит свое выражение во всех великих таинствах раннего христианства.

Воплощении Бога во Христе, при котором слово становится плотью. Евхаристии - причащении святых тайн и освящении плоти и крови. Воскрешении - обретении плотью вечной жизни. "Новое религиозное сознание" (или "религия третьего Завета") поэтому органично обретало у М. Не просто плотские, физические измерения, но также и явно очерчиваемую мыслителем сексуальную доминанту - М. Всегда был демонстративно чужд "бесплотному идеализму", именуя свою позицию "мистическим реализмом" или "мистическим материализмом". (Согласно М., логика историко-философского процесса включает в себя "догматический идеализм" как тезис, "догматический материализм" как антитезис и "мистический материализм" как синтез). По мысли М., "...христианство - правда о небе, язычество - правда о земле, и в будущем соединении этих двух правд - полнота религиозной истины...".

Традиционную модель познания, включающую эмпирический (получение знаний о физической Вселенной) и метафизический (выработка разумом репертуаров поведения и деятельности, аппликация которых на действительность делала бы принципиально осуществимой ее познаваемость для человека) аспекты, М. Стремился дополнить познанием мистическим (мгновенным, интуитивным), направленным на приобщение к сверхрациональным истинам. Результатом изысков М. Явилась его идея о том, что политическая революция в России необходимо будет сопряжена с духовным переворотом ("революцией духа"), итогом которых выступит устранение самодержавия царя-Бога (согласно М., в Московской России церковь оказалась подчиненной государству, а царь в результате приобрел статус земного божества) в пользу установления теократии Бога истинного.

Вновь следуя базовым схемам гегелевской диалектики, М. Четко определил реальное призвание и историческую роль коммунистической России исключительно как антитезиса России православной. Синтезом же данных стадий эволюции своей Родины М. Полагал конституирование "третьей" России - истинно религиозной, теократической и мистически неуязвимой.А.А. Грицанов.

Значения в других словарях
Мережковский Дмитрий Сергеевич

Мережковский Дмитрий Сергеевич [2(14).8.1866, Петербург, ‒ 9.12.1941, Париж], русский писатель. Сын дворцового чиновника. Окончил историко-литературное отделение Петербургского университета. Первый сборник ‒ «Стихотворения. 1883‒1887» (1888). Книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), прокламирующая символизм. ..

Мережковский Дмитрий Сергеевич

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941) - русский писатель, религиозный философ. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогия "Христос и Антихрист", 1895-1905, "Александр I" и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысление мировой истории как вечного борения "религии духа" и "религии плоти". Автор исследования "Л. Толстой и Д..

Мережковский Дмитрий Сергеевич

(1865-1941), русский писатель, литературный критик, религиозный мыслитель. Родился 2 августа 1865 в Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 увидел свет первый поэтический сборник Мережковского. Теоретическому обоснованию литературного символизма была посвящена работа Мережковского О причинах упадка и новых течениях современной литературы (1893). Литературную известность принесли Мережковскому его историко-литературные и публицистические труды...

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Женат на известной поэтессе-модернистке З.Н. Гиппиус (XIII, 577). С 15 лет помещал стихи в разных изданиях. Первый сборник его стихотворений появился в 1888 г. Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с греческого и латинского. В "Вестнике Европы"..

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Женат на известной поэтессе-модернистке З.Н. Гиппиус (XIII, 577). С 15 лет помещал стихи в разных изданиях. Первый сборник его стихотворений появился в 1888 г. Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с греческого и латинского. В "Вестнике Европы"..

Мережковский Дмитрий Сергеевич

(1866–1941) – русский писатель, религиозный философ, теоретик декадентского движения. В романах (трилогия «Христос и Антихрист», 1895-1905, « Александр I» и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысляет мировую историю как вечное борение «религии духа» и «религии плоти». Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906). Стихи. С 1920 г. – в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам» (вып. 1-4, 1936-38), «Данте» (т. 1-2, 1939). В последни..

Мень Александр Владимирович

(издания советского периода выходили под псевдонимом Эммануил Светлов) (1935-1990) - российский богослов, историк. Получил высшее светское образование. Закончил Московскую Духовную Академию. С 1960 - священник Русской Православной Церкви. Убит неизвестным 9.09.1990. Талантливый комментатор Библии, историк религии, популяризатор христианства (его православной версии). На религиозные темы начал писать с 14 лет. Наиболее известные работы. "Сын человеческий", "История религии" (в 7 т.т.), "Таинство,..

Мера

— философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. Был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем. "Все вещи имеют свою меру, т.е. Количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики. Но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении..

Меркулов Игорь Петрович

..

Мерло-понти (Мerleau-Рonty) Морис

(1908— 1961) — французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма. Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра. Главные темы творчества М.-П. — специфичность человеческого бытия как открытого диалога с миром. Характер и механизмы "жизненной коммуникации" между сознанием, поведением человека и предметным миром. Присутствие и конституирование в опыте экзистенции фундаментальны..

Дополнительный поиск Мережковский Дмитрий Сергеевич Мережковский Дмитрий Сергеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мережковский Дмитрий Сергеевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мережковский Дмитрий Сергеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 30 символа