Мертон (Мerton) Роберт Кинг

119

(р. 1910) - американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (с 1957). Учился в Гарвардском университете. Докторская диссертация. "Пуританизм, пиетизм и наука" (1936). В 40-е гг. Был содиректором (с П. Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Основные работы. "Наука, техника и общество в Англии 17 в." (1938). "Социальная теория и социальная структура" (1957, 1968). "О теоретической социологии" (1967). "Социология науки" (1973). "Структурный анализ в социологии" (1975). "Подходы к изучению социальной структуры" (1975) и др. В ранний период творчества на М. Заметно влияние идей М. Вебера, особенно его работы "Протестантская этика и дух капитализма", и Дюркгейма, что оправдано исследовательской установкой М.

На преодоление эмпиризма американской социологии через синтез ее с европейской традицией. Тема науки (как социального института со специфическими ценностно-нормативными регулятивами) - одна из сквозных у М., заложившего основы американской социологии науки. В качестве "институциональных императивов" науки выделял. Универсализм (любое знание открыто для критики и оценки), общность ("коммунизм") - доступность результатов иследования для анализа др. Учеными, бескорыстность (исследования подвергаются контролю на предмет мотивации деятельности исследователей), организационный скептицизм (блокирование тенденций к абсолютизации и догматизации концепций и подходов). С конца 1940-х можно говорить о втором периоде творчества М., характеризующемся развитием структурно-функциональной теории.

М. Создал свой вариант концепции, которую в отличие от функционального императивизма Парсонса квалифицируют как функциональный структурализм (Д. Тернер). М. Подверг структурный функционализм критике изнутри, пересмотрев (с позиций "организационного скептицизма") его основные методологические установки и теоретические положения. С позиций социологии знания и науки М. Выдвинул тезис о том, что любые общие теории являются лишь теоретико-методологическими ориентация-ми, т.е. По сути философскими концепциями, не предназначенными для эмпирической работы. Попытки построения всеобъемлющей социологической теории не имеют под собой оснований. С другой стороны, остается необходимость теоретического ориентирования эмпирической практики.

В этой связи М. Предложил в 1948 программу создания теорий среднего уровня (ранга). Они, согласно М., позволяют в рамках структурно-функционального анализа ввести ограничения на организационные построения теории и концептуализировать исследовательскую практику. Отсюда стратегия упорядочения понятийного аппарата, который должен позволять отделять "существенные" социальные явления от "несущественных". "Организационный скептицизм" позволил М. Вскрыть и три неэксплицированных (а, соответственно, достаточно не обоснованных) постулата структурного функционализма. 1) постулат интеграционного единства социальных систем. Все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого (функция при этом рассматривается как вклад элемента в тотальность системы).

М. Смещает акцент с тотальности на дифференцированность систем, на анализ многообразия типов, форм, сфер и уровней социальной интеграции, степень которой можно установить только эмпирически. 2) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий). М. Поставил под сомнение как эксплицированность функций, так и тотальность целерациональных стратегии действия. 3) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности (в силу того, что все является частью чего-либо, что существуют незаменимые функции, требующие вполне конкретных форм и т.д.). М. Выдвинул тезис о том, что реквизит функций должен устанавливаться эмпирически в конкретных социокультурных контекстах (отсюда, в частности, анализ инверсий культурных образцов).

На основании проделанного анализа был сделан вывод (который иногда называют теоремой функционального анализа М.). Точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по разному выполняться. Осюда задачи уже "структурного фук-ционализма" на выделение в тотальностях общества. 1) социальных форм (систем и их частей). 2) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни. 3) процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций. Если классический "фукциональный императивизм" (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход М. "оборачивает" это отношение.

Структура характеризуется через. А) организованность рядов социальных отношений. Б) регулярность (периодичность) этих отношений. В) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений. Г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов). Тогда статус и функция приписываются элементу через его локализацию в структуре как. 1) нормативность (ожидаемость поведения по предписанному образцу). 2) потенциальность (определенность возможных вариантов выбора стратегии поведения, наличных ресурсов, легитимных способов достижения целей). 3) идеальность (реквизит верований и идей). Кроме того, в традиции Сорокина, М. Разводит культурную (нормы, ценности, институты, роли) и социальную (ресурсы, возможности, социальные ценности, как то.

Здоровье, власть, престиж, образование) структуры. Структура через механизмы согласования/рассогласования проблематизируется в своем качестве задавать интегратив-ные состояния общества и это качество переходит к переинтерпретированной в терминах культуры социальной организации. Последняя понимается как интегрированная совокупность социальных ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться. Социальная организация максимизирует внутри себя рациональность формирования образцов действия и стремится к комплексному (тотальному) воздействию на личность. Такая постановка проблем структурно-функционального анализа потребовала введения в него новых (как минимум) четырех "тем", которые стали после работ М.

Классическими для этой научной парадигмы. М. Ввел представление о дисфункциях системы - негативных последствиях воздействия одной части системы на другую (дисфункции - показатель степени интегрированности той или иной системы). М. Ввел понятие балланса функциональных и дисфункциональных следствий, которые вытекают из реализации того или иного образца, институционально закрепляемого в системе (в действительной норме функциональные следствия перевешивают дисфункциональные). М. Ввел, для онтологизации своей "теоремы", понятия "функциональные эквиваленты" и "функциональные альтернативы", т.е. Предложил исходить из вариабельности организационного воплощения социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции.

М., наконец, ввел различение явных и скрытых (латентных) функций. Последние не интенциональны и не осознаваемы, они проявляются через непрограммируемые и не контролируемые участниками следствия их рационализированных действий. В результате М. Динамизировал структурно-функциональный анализ, рассматривал социальные изменения и их направленность как отдельную задачу социологического изучения. В итоге были созданы теория ролевого конфликта, развитая Козером, и мертоновская версия концепции социальной аномии Дюрк-гейма. Изменения социльной структуры - следствия адаптивных процессов воспроизводства системы на уровне повседневной жизни и трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка.

В результате социальных изменений в системе происходит накопление дисфункций (проблема допустимого порога, перехода нормативно-допустимого в патологическое) и инноваций (проблема изменения мерности и эталонности, т.е. Механизмов нормирования). Дисфункции, по М., вызываются. Рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиант-ного поведения, когда культурные нормы - цели, начинают расходится с институциональной их поддержкой (санкционированием) системой. Отклонение, следовательно, - любое отступление от линии конформистского поведения. Развитие концепции М. Явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии.В.Л.

Абушенко..

Значения в других словарях
Мерло-понти (Мerleau-Рonty) Морис

(1908— 1961) — французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма. Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра. Главные темы творчества М.-П. — специфичность человеческого бытия как открытого диалога с миром. Характер и механизмы "жизненной коммуникации" между сознанием, поведением человека и предметным миром. Присутствие и конституирование в опыте экзистенции фундаментальны..

Мерсенн (Мersenne) Марен

(род. 8 сент. 1588, Сультьер, Сарта – ум. 1 сент. 1648, Париж) – франц. Математик и теоретик музыки. В 1611 вступил в орден миноритов, был близким другом и верным советчиком Декарта и, несмотря на свое ортодоксальное католич. Верование, посвятил себя точным естественным наукам, математике и музыке. В «Cogitata physicomathematica» (3 v., 1644) аристотелизм и католич. Догму он соединил с выводами современных ему естественных наук. В своем труде «Harmonie universelle» (2 v., 1636-1637) впервые посл..

Мессер (Мesser) Август

(род. 11 февр. 1867, Майнц – ум. 11 июля 1937, Росток) – нем. Философ и педагог. С 1904 – профессор в Гиссене. Находился под влиянием Кюльпе, работал в области экспериментальной психологии мышления («Empfinden und Denken», 1908), исследований философии Канта («Immanuel Kant, Leben und Philosophie», 1924), педагогики («Geschichte der Pдdagogik» 1925) и в области теории познания («Einfьhrung in die Erkenntnislehre», 1909).. ..

Местные Знаки

Свойство специальных ощущений, которое заключается в том, что чувствуется также область тела, в которой возникает или существует рассматриваемое ощущение (мускульное, суставное, осязательное). Для Лотце, Гельмгольца и В. Вундта учение о «местных знаках» послужило главной основой их теории о возникновении пространственных представлений. Однако это учение оказалось несостоятельным (см. Восприятие пространства).. ..

Дополнительный поиск Мертон (Мerton) Роберт Кинг Мертон (Мerton) Роберт Кинг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мертон (Мerton) Роберт Кинг" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мертон (Мerton) Роберт Кинг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 27 символа