Мистицизм
(от греч. Mystikos - таинственный) - религиозно-теологическая концепция, согласно которой высший тип познания - это интуитивное, непосредственное усмотрение скрытой, таинственной сущности мироздания, природных и социальных явлений. В этом смысле М. Присущ всем религиям, поскольку они утверждают существование иного, сверхъестественного мира и существ, обнаруживающих себя в непостижимых для человеческого ума чудесах и знамениях. Разумеется, в каждом конкретном случае М. Принимает особую форму. В более узком (собственном) смысле под М. Понимают опыт прямого личностного общения с Божеством (Абсолютом) и совокупность психотехнических приемов, позволяющих достигать экстатического ощущения единства с ним. В утверждении возможности непосредственного, т.е.
Не требующего никаких посредников единения с Богом, и состоит суть М. Отсюда и его огромное историко-культурное значение. В ит. Возрождении, подчеркивал Н.И. Конрад, как рационализм, так и М. Представляли собой "лишь различные пути к одному и тому же. К освобождению человеческого сознания от власти догмы, к выходу в сферу полной духовной, а значит, и творческой свободы, а именно это и было необходимо для движения вперед человеческой мысли, общественной жизни, культуры, науки". Ярким примером проявления антиклерикализма, свободомыслия и гуманизма был мистический пантеизм Т. Мюнцера.Истоки средневекового М. Восходят к неоплатонизму и учению Августина о сверхчувственном озарении человеческой души (иллюминизм), но своего наибольшего распространения он достигает в эпоху Средневековья ("Ареопагитики", каббала - в иудаизме, суффизм - в исламе, исихазм - в православии, католические мистики.
Бернар Клервоский, Иоахим Флорский, И. Экхарт, И. Таулер и др.). Значительное влияние М. Оказал на взгляды основателей протестантизма (прежде всего М. Лютера). Теологическое обоснование М. Осуществляется средствами апофатического ("негативного") богословия, содержащего лишь отрицательные характеристики Божества как первичной духовной реальности, проявляющиеся в мистически озаренной душе человека. Господствующая церковь стремилась максимально воплотить атмосферу таинственности в своей богослужебной практике, но она враждебно относилась к М., идущему снизу, ускользающему из-под ее контроля и отвергающему основу ее земной власти - претензии на роль незаменимого посредника в обретении благодати, а следовательно, церковные ритуалы, таинства и богослужения.
Это характерно и для России, где православная церковь жестоко преследовала т.н. Мистические секты (прежде всего христоверов, молокан-прыгунов и христиан веры евангельской (пятидесятники).В Новейшее время распространение получили псевдонаучные версии самодовлеющего внеконфессионального М. (теософия, антропософия, спиритизм, оккультизм, "христианская наука" и т.д.), особенно востребованные в современную эпоху, когда все яснее обнаруживается неспособность церковного истеблишмента контролировать религиозные поиски масс. Многие специалисты говорят о новой "мистической волне", представленной т.н. Религиозными культами, или религиями Нового века, лидеры которых претендуют на роль живых богов или полномочных посланцев Бога, поддерживающих с ним постоянную связь (см.
Нетрадиционные религии).Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М., 1983. Митрохин Л.Н. Религии Нового века. М., 1985. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1990. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М, 1991. Лютер М. Избр. Произв. СПб., 1994. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М., 1998..
Дополнительный поиск Мистицизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Мистицизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 9 символа