Моррис (Мorris) Чарльз

74

(1901-1979) - американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925). Основные сочинения. "Шесть теорий разума" (1932), "Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм. Сборник статей" (1937), "Основы теории знаков" (1938), "Пути жизни" (1942), "Знаки, язык и поведение" (1946), "Открытое Я" (1948), "Разнообразие человеческих ценностей" (1958), "Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей" (1964) и др. М. Утверждал, что разнообразные знаковые системы выступают существенно значимыми основаниями любых цивилизаций людей. Вне контекста реконструкции той роли, которую исполняют совокупности знаков в общественной жизни, по М., немыслимо какое-либо адекватное постижение сути человеческого разума как такового.

Традиционные, по классификации М., подходы к трактовке разума - теории. Разума как субстанции (Платон, Аристотель, Декарт и др.). Разума как процесса (Гегель, Брэдли и др.). Разума как отношения (Юм, Мах, Рассел и др.). Разума как прагматической функции (Шопенгауэр, Ницше, большинство представителей школы прагматизма и др.). Разума как интенционального акта (Брентано, Мур, Гуссерль и др.) - М. Предлагал дополнить знаковой концепцией. Исходя из предположения о том, что унификация результатов одной из ипостасей человеческого мышления - научного знания - осуществляется в границах процесса, именуемого М. "семи-озисом", предложил принципиально нетрадиционное истолкование реального содержания и эвристического потенциала семиотики как специфической научной дисциплины.

В проблемное поле семиотики М. Предложил включить. Те предметы и явления (посредники), которые функционируют как знаки, или "знаковые проводники". Те предметы и явления, к которым знаки относятся, или "десигнаты". Воздействие, оказываемое знаком на истолкователя (интерпретатора), вследствие которого обозначаемая вещь становится неотъемлемо сопряженной с этим знаком (суть самим этим знаком) для последнего. Самого интерпретатора (истолкователя) как такового. В абстрактной форме М. Определил это взаимодействие следующим образом. "знаковый проводник" есть для толкуемого истолкователем "определенный Знак" в той мере и степени, в какой толкуемое истолкователем обозначает (интерпретирует, осознает) десигнат вследствие присутствия знакового проводника.

Семиозис предстает у М. Процедурой "осознания-посредством-чего-то". Исследуя в каждом отдельном случае диадические репертуары взаимозависимости и взаимодействия трех элементов триады ("знаковый проводник", "десигнат" и "толкователь"), семиотика выступает, таким образом, в трех своих ракурсах. Как синтаксис (изучающий отношения знаков между собой). Как семантика (изучающая отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями). Как прагматика (изучающая отношения знаков и их интерпретаторов). По М., интерпретатор знака - это определенный организм, интерпретируемое им - одеяния того органического существа, которые (при помощи знаковых проводников) исполняют роль отсутствующих предметов в тех проблематических ситуациях, в которых эти предметы якобы присутствуют.

Указанный "организм" таким путем обретает способность постигать интересующие его характеристики отсутствующих предметов и явлений, а также ненаблюдаемые параметры наличных объектов. В целостном семиотическом "развороте" язык, согласно концепции М., предстает интерсубъективной коллекцией знаковых проводников, использование которых обусловлено сопряженным набором фиксированных процедур синтаксиса, семантики и прагматики. В духе современной ему интеллектуальной моды М. Предложил содержательную интерпретацию категории "знак" в стилистике объяснительной парадигмы дисциплин, изучающих поведение людей. "Если некоторое А направляет поведение к определенной цели посредством способа, схожего с тем, как это делает некоторое В, как если бы В было наблюдаемым, тогда А - это знак".

Обнаружив пять главных видов знаков (знаки-идентификаторы - вопрос "где", знаки-десигна-торы - вопрос "что такое", прескриптивные знаки - вопрос "как", оценочные знаки - вопрос "почему", знаки систематизации - формирующие отношения толкователя с иными знаками), М. Сформулировал подходы к пониманию категории "дискурс", а также посредством комбинирования разнообразных способов использования и обозначения самих знаков выявил 16 типов дискурса (научный, мифический, технологический, логико-математический, фантастический, поэтический, политический, теоретический, легальный, моральный, религиозный, грамматический, космологический, критический, пропагандистский, метафизический), объемлющих в своей совокупности проблемное поле семиотики в целом как научной дисциплины, изучающей язык.

Установки семиотики, по убеждению М., не метафизичны и релятивны, они формируют упорядоченное пространство в безграничной совокупности конкретных дискурсивных форм. Постижение культурного потенциала в модусе универсалий культуры осуществимо, с точки зрения М., для личности тем успешнее, чем в большей степени данная личность ориентирована на реконструкцию именно знакового ресурса культуры, именно знаковых феноменов в парадигме семиотических подходов. Только обладая внутренней готовностью к адекватному истолкованию обрушиваемых обществом на человека массивов знаково организованной информации, только располагая иммунитетом против знаков, ориентированных на манипулирование людьми, личность, по мнению М., может претендовать на сколько-нибудь эффективное сохранение собственного автономного "я".А.

А.Грицанов.

Значения в других словарях
Морено (Мoreno) Джекоб

(1892-1974) - американский социолог, социальный психолог и психиатр. Основатель социометрии, создатель психодрамы и социодрамы. Профессор социологии Нью-Йоркского (1951-1966) и Колумбийского университетов. Детство и юность провел в Румынии и Австрии. Испытывал влияние психоаналитических идей Фрейда. Окончил философский и медицинский факультеты Венского университета. В период учебы разработал проект организации и групп самопомощи для одиноких проституток, который стал одним из первых импульсов фо..

Морено (Могепо) Якоб (Джекоб) Леви

(род. 20 мая 1892, Бухарест – ум. 14 мая 1974, Бикон, США) – амер. Психиатр и социальный психолог, основатель социометрии. Изучал психологические аспекты поведения малых социальных групп, уделяя главное внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия), поскольку считал, опираясь на психоанализ и гештальтпсихологию, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений. Процедуры социометрии (социометрические..

Морфология

(от греч. Morphe форма и logos – учение) – учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных. Но, по сути дела, это понятие применялось в нем. Философии уже со времен средневековья. После Гёте им стали обозначать также духовные и культурные образования (см. Структура). Так, Шпенглер назвал свои исследования по ..

Московичи (Мoscovici) Серж

(р. 1925) - французский психолог и социолог, один из авторов теории социальных представлений. Профессор высшей школы социальных наук, директор Центра социально-технологических исследований (Париж). Основные работы. "Очерк о природе человеческой истории" (1968). "Век толп. Исторический трактат по психологии масс" (1981). "Технология изобретения богов" (1988). "От коллективных представлений к социальным представлениям" (1989) и др. В отличие от коллективных представлений в концепции Дюркгейма, обл..

Дополнительный поиск Моррис (Мorris) Чарльз Моррис (Мorris) Чарльз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моррис (Мorris) Чарльз" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моррис (Мorris) Чарльз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 22 символа