Мудрость

289

(греч. - sophia, лат. - sapientia, инд. - prajna, др.-перс. - mazda, кит. - чже, евр. - hokma) - понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно- практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений М., встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Напр., по Г.В.Лейбницу, М. Есть "знание высшего блага". По И. Канту, М. - это "свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей". Л.Н. Толстой определяет М. Как "знание вечных истин, приложимых к жизни", и т.д.Смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, соотносится с различными сверхнормальными проявлениями ментальности.

Провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п. "Словарь русского языка 11-17 вв." приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова "М.". 1) ум, разум, благоразумие - умудренность. 2) совокупность знаний, ученость - великомудрие. 3) религиозная благочестивость - премудро с т ь. 4) душевная чистота, нравственное совершенство - смиренномудрие. 6) хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование. В соответствии с этими смыслами бытуют и различные образы мудреца. Духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной литературы под сильным влиянием византийского богословия и популярной греч.

Философии.В этико-философском контексте значение рус. Слова "М." теснее всего переплелось с греч. Понятием "софия". Слово "софия", хотя и переводится традиционно на рус. Язык как "М." или "премудрость", означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей. Их совершенство, красоту, гармонию. Кроме того, в нем содержится вполне четкое указание на творчество. Из тех значений, которые были намечены в "Словаре русского языка 11-17 вв.", понятию "софия" больше всего соответствует смысл "мастерства" и "совершенства" - совершенномудрия. П.А. Флоренский замечает, что слово "софия" правильнее было бы переводить на современный рус. Язык как "мастерица", "художница" (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.

М., 1990). У Гомера, Гесиода и др. Греч. Авторов слово "софия", как и производные от него слова, употребляется в значении художественно-технического умения, знания, мастерства, совершенства, т.е. Способности воплощать определенный замысел в действительности.Данное значение понятия "софия" наложило заметный отпечаток и на его этико- философское осмысление начиная с Сократа и Платона и кончая рус. Философами- софиологами (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин и др.). Основой этико-философского смысла софии-мудрости стало понимание ее как творческого воплощения идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности.

Это духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение "этоса" достичь единения с Абсолютом.Целостность М. Выступает в единстве трех сторон. Познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентальным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом - unio mystica (см. Мистика). Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с социальным миром, с др. Людьми, общение с которыми, в силу необходимости претворения трансцендентного в мирское, выливается в символико-игровые и иронико-плутовские формы поведения.

Наконец, нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см. Аскетизм). В своем классическом виде это триединство М. Воплощается в лице Сократа, у которого познавательно-мистическое начало выступает в форме "даймониона", коммуникативно- поведенческое преломляется в иронии, а нравственное - в совершенствовании души и стремлении к добродетели.Все многообразие форм М. И типов мудреца обусловлено в целом соотношением этих трех начал и преобладанием одного из них. Так, познавательно-мистическое начало преобладает у мудрецов-магов, пророков, духовидцев, теософов. Плутовское начало доминирует в образах фольклорных плутов и хитрецов - трикстеров, шутов.

Нравственное начало становится преобладающим у филос. Мудрецов, учителей жизни. Конфуция, Пифагора и др. Тождество мистики и добродетели определяет тип религиозного мудреца. Святого, старца. Тождество плутовства и добродетели - тип юродивого, "скомороха Божьего" (Франциск Ассизский), а также тип кинизирующего или иронизирующего философа и софиста в духе Диогена, Сократа и т.д.В.Н. НазаровРедкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире. Этимологически слово "философия" означает "любовь к М.", однако само понятие "М." пока не прояснено философами. Из кажущихся очевидными свойств М. Можно выделить следующие.

М. Не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово "philosophos" для обозначения исследователя природы вещей, многознание не научает М., которая заключается в постижении оснований и причин. Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок М. Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, М. Может быть скорее обнаружена в науках о культуре, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного.

М. Связана прежде всего с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях. М. Опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже. М. Требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как говорил Г.В.Ф. Гегель, "сова Минервы вылетает в сумерки".Как пишет в своей "Этике" Н. Гартман, М. Есть "проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного "оценивания", сопровождающего каждое переживание. Постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия. Всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью.

В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества". Единственное, с чем трудно здесь согласиться, - это ограничение М. Сферой этики, хотя и понимаемой весьма широко. М. - это доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.А.A. Ивин.

Значения в других словарях
Мудрость

Одна из семи человеческих добродетелей в православном смысле, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства, знание добра и зла.В византийской книге «Стефанит и Ихнилат», появившейся на Руси в XIII в. И полюбившейся русским людям, говорится. «Мудрому следует держаться трех вещей. Во-первых, пострадав, хорошее углядеть и дурное в том, что явилось причиной, — и за добрым следовать, дурного же избегать. Затем осознать, чт..

Мудрость

Пройти все мудрости. Волг., Дон. Иметь большой жизненный опыт, быть сведущим, знающим. Глухов 1988, 134. СДГ 3, 67.. ..

Мудрость

Мудростьсм. Мудрец(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Мудрость

• большая мудрость. ..

Мудрость

Афина, умственность, разумность, дианойя, башковитость, премудрость, толковость. ..

Мудрость

Античная, безграничная, бездонная, божья, вековая, веселая, высокая, глубокая, древняя, дряхлая, жизненная, житейская, земная, златая (устар.), змеиная, ложная, мистическая, молчаливая, народная, неизъяснимая, неиссякаемая, неистощимая, неисчерпаемая, необыкновенная, практическая, сверхчеловеческая, сверхъестественная, седая, стариковская (разг.), старческая, строгая, суровая, таинственная, целительная, чудесная, яркая, ясная.. ..

Мудрость

Ж.1) Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Мудрый (2*).2) разг. Сложность, замысловатость.. ..

Мудрость

МУ́ДРОСТЬ -и. Ж.. ..

Мудрость

-и, ж. 1. См. Мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. Провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания).* Зуб мудрости — третий коренной зуб, появляющийся после 20 лет.. ..

Мудрость

Мудрости, мн. Нет, ж. (книжн.). 1. Отвлеч. Сущ. К мудрый. Ммудрость решения. Мудрость старца. 2. Сложность, замысловатость (разг.). Сумею, не велика мудрость. Зуб мудрости - третий коренной зуб (по обоим концам каждой челюсти), прорезывающийся после 20 лет.. ..

Мудрость

(Wisdom). Психосоциальное качество, связанное с чувством целостности "Я" (эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.. ..

Мудрость

«проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание. Постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия. Всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью» (Николай Гартман, немецкий философ XX века).. ..

Моторика

(от лат. Motor – двигатель) – учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно-душевных функциях.. ..

Мотрошилова Неля Васильевна

..

Мужиловский Андрей

(в монашестве Антоний) (1580-е -1640-е) - белорусский антиуниатский церковный деятель, писатель-полемист. Был пресвитером, с конца 1620-х гг. - протопопом и протояреем в Слуцке и Копыле, затем иеромонахом Киево-Печерской лавры. В 1620-1621 принимал участие в организации поездки в Беларусь и Украину иерусалимского патриарха Феофана, в результате которой здесь была обновлена православная иерархия. Активный противник Брестской унии 1596. Автор работ. "Ответ на послание униатов виленских" (1616) и "..

Дополнительный поиск Мудрость Мудрость

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мудрость" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мудрость, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа