Мудрость
(греч. - sophia, лат. - sapientia, инд. - prajna, др.-перс. - mazda, кит. - чже, евр. - hokma) - понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно- практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений М., встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Напр., по Г.В.Лейбницу, М. Есть "знание высшего блага". По И. Канту, М. - это "свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей". Л.Н. Толстой определяет М. Как "знание вечных истин, приложимых к жизни", и т.д.Смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, соотносится с различными сверхнормальными проявлениями ментальности.
Провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п. "Словарь русского языка 11-17 вв." приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова "М.". 1) ум, разум, благоразумие - умудренность. 2) совокупность знаний, ученость - великомудрие. 3) религиозная благочестивость - премудро с т ь. 4) душевная чистота, нравственное совершенство - смиренномудрие. 6) хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование. В соответствии с этими смыслами бытуют и различные образы мудреца. Духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной литературы под сильным влиянием византийского богословия и популярной греч.
Философии.В этико-философском контексте значение рус. Слова "М." теснее всего переплелось с греч. Понятием "софия". Слово "софия", хотя и переводится традиционно на рус. Язык как "М." или "премудрость", означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей. Их совершенство, красоту, гармонию. Кроме того, в нем содержится вполне четкое указание на творчество. Из тех значений, которые были намечены в "Словаре русского языка 11-17 вв.", понятию "софия" больше всего соответствует смысл "мастерства" и "совершенства" - совершенномудрия. П.А. Флоренский замечает, что слово "софия" правильнее было бы переводить на современный рус. Язык как "мастерица", "художница" (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.
М., 1990). У Гомера, Гесиода и др. Греч. Авторов слово "софия", как и производные от него слова, употребляется в значении художественно-технического умения, знания, мастерства, совершенства, т.е. Способности воплощать определенный замысел в действительности.Данное значение понятия "софия" наложило заметный отпечаток и на его этико- философское осмысление начиная с Сократа и Платона и кончая рус. Философами- софиологами (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин и др.). Основой этико-философского смысла софии-мудрости стало понимание ее как творческого воплощения идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности.
Это духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение "этоса" достичь единения с Абсолютом.Целостность М. Выступает в единстве трех сторон. Познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентальным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом - unio mystica (см. Мистика). Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с социальным миром, с др. Людьми, общение с которыми, в силу необходимости претворения трансцендентного в мирское, выливается в символико-игровые и иронико-плутовские формы поведения.
Наконец, нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см. Аскетизм). В своем классическом виде это триединство М. Воплощается в лице Сократа, у которого познавательно-мистическое начало выступает в форме "даймониона", коммуникативно- поведенческое преломляется в иронии, а нравственное - в совершенствовании души и стремлении к добродетели.Все многообразие форм М. И типов мудреца обусловлено в целом соотношением этих трех начал и преобладанием одного из них. Так, познавательно-мистическое начало преобладает у мудрецов-магов, пророков, духовидцев, теософов. Плутовское начало доминирует в образах фольклорных плутов и хитрецов - трикстеров, шутов.
Нравственное начало становится преобладающим у филос. Мудрецов, учителей жизни. Конфуция, Пифагора и др. Тождество мистики и добродетели определяет тип религиозного мудреца. Святого, старца. Тождество плутовства и добродетели - тип юродивого, "скомороха Божьего" (Франциск Ассизский), а также тип кинизирующего или иронизирующего философа и софиста в духе Диогена, Сократа и т.д.В.Н. НазаровРедкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире. Этимологически слово "философия" означает "любовь к М.", однако само понятие "М." пока не прояснено философами. Из кажущихся очевидными свойств М. Можно выделить следующие.
М. Не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово "philosophos" для обозначения исследователя природы вещей, многознание не научает М., которая заключается в постижении оснований и причин. Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок М. Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, М. Может быть скорее обнаружена в науках о культуре, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного.
М. Связана прежде всего с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях. М. Опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже. М. Требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как говорил Г.В.Ф. Гегель, "сова Минервы вылетает в сумерки".Как пишет в своей "Этике" Н. Гартман, М. Есть "проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного "оценивания", сопровождающего каждое переживание. Постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия. Всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью.
В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества". Единственное, с чем трудно здесь согласиться, - это ограничение М. Сферой этики, хотя и понимаемой весьма широко. М. - это доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.А.A. Ивин.
Дополнительный поиск Мудрость
На нашем сайте Вы найдете значение "Мудрость" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мудрость, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа