Мусульманская Философия

111

Только отчасти является философией арабов, араб, она в основном по своему языку. Это философия философски одаренных народов, особенно иранцев, говорящих на араб, языке и исповедующих религию ислама. Поэтому мусулъм. Философия являет собой большей частью картину эклектицизма, в котором исламистско-религиозный момент смешивается с древнеиран. Мировоззрением и философскими идеями древнегреч. И инд. Происхождения. 1. Начальный период. Основателю ислама, его теологам и приверженцам философия сама по себе была чужда, хотя Мухаммед не был ее противником. При своем распространении, особенно в Малой Азии, ислам повсюду наталкивался на очаги влияния античной философии. Поэтому, когда теология ислама оказалась перед проблемой предопределения человеческой судьбы и моральной ответственности за необходимость прямого духовного руководства, она использовала мыслительный аппарат античной философии.

Многие философские и научные соч. Греков были переведены сначала в основном на сирийск., потом на араб, языки. 2. Философия восточного ислама. Собственно философия ислама берет свое начало в Иране. В 9 в. Наззам (ум. 845) находится под влиянием греч. Стоиков и инд. Джайнизма. Араб Аль-Кинди (ум. Ок. 879) и тюрок Фараби – оба последователи Аристотеля – стремятся к созданию философской системы, первый – путем точного математического и каузального мышления, второй – на основе философии эманации, являющейся разновидностью неоплатонизма. Первое учение о категориях дает иранец Разес. Оно базируется на пяти принципах. Бог, душа, материя, пространство и время. Достоин внимания араб-христианин Куста бен-Лука (864-923) – автор книги «De differentia Spiritus et animae».

Попытку энциклопедического обобщения знаний предприняли в 10 в. «чистые братья из Басры». Величайшим систематизатором исламистской философии является иранец Авиценна, который разрабатывал проблему универсального, а также проблему субъективного и объективного актов познания. Большую роль для средневековой Европы сыграла оптика (философско-психологически-физическая) исламистской философии, особенно теория Альгазена (965-1038). Уже в начальный период в философии ислама выявляются мистические течения, находящие свое завершение в метафизике света иранца Сухраварди (ум. 1191). Мистика ислама образовала единое целое под названием суфизма, который учит, что обладающий даром пророчества тождествен Богу, а в остальном здание его теории возведено в соответствии с неоплатонизмом.

Значительное влияние на суфизм оказала инд. Философия. Суфизм достигает своего расцвета в восторженных излияниях Ибн Халладжа (ум. 922). Близко к нему стоят крупные поэты 12 – 13 вв. Омар Хайям и Джалалиддин Руми. В течение всего периода против философии суфизма создается сильная оппозиция. Главные ее представители Гаэали и Шахразури (ум. 1243, знаменит благодаря соч., направленному против философии). Философы и мистики преследовались (напр. Были казнены Сухраварди и Ибн Халладж). Слово «философ» становится бранным. 3. Философия западного ислама. Кратковременный новый расцвет переживала исламистская философия в мавританской Испании. Сначала она находилась там под сильным влиянием евр. Философии. Этот второй расцвет менее важен для нее самой, чем, благодаря ее влиянию, для христ.

Европы периода средневековья (см. Европейская философия). Авемпас (Ибн Баджжа, 1100-1138) разработал теорию самоискупления, базировавшуюся на принципах неоплатонизма, которая была развита Абубацером (Ибн Туфайль) в его теории общего бегства от мира и скепсиса по отношению ко всем положительным религиям. Высший, но вместе с тем и конечный пункт этого краткого развития образует остроумная просветительская система Аверроэса. 4. Философия после 13 ве к а. С этого времени мусульм. Философия, не исчезая совсем, в сфере ислама все больше уступает теологическому натиску. В эти годы живут и работают ряд мистиков, и среди них видный сухравардист Ширазы (ум. 1640). До сих пор сохранились энциклопедические резюме в том виде, как их дал Ташкюпрю-заде (ум.

1555). Примечательна философия истории Ибн Хальдуна. Начиная с 16 в. Прибежищем и приютом для исламистской философии стала гл.о. Исламистская Северная Индия. Период расцвета относится к царствованию Акбара (1556-1605). С 19 в. Мусульм. Философия вновь становится сильной, причем не только в Индии (месте прибежища ун-та Алидарха), но и в Египте..

Значения в других словарях
Мур (Мoore) Джорд Эдуард

(род. 4 нояб. 1873, Лондон – ум. 24 окт. 1958, Кембридж) – англ, философ. С 1925 по 1939 – профессор в Кембридже, с 1940 по 1944 читал лекции в США (по приглашению). Стал известен своей статьей «Reputation of idealism» («Mind», 1903). Выступая в этой статье против идеализма, тем самым он стал зачинателем неореалистического направления (см. Неореализм). Его влияние на англ, философию было 'весьма значительным. Мур исследовал сознание, ощущение и чувственные качества, опираясь при этом на скептици..

Мур (Мoore) Джордж Эдуард

(1873—1958) — британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911—1939) и в университетах США (1940—1944). Главный редактор журнала "Mind" (1921—1947). Основные сочинения. "Природа суждения" (1899), "Принципы этики" (1903), "Опровержение идеализма" (1903), "Природа и реальность объектов восприятия" (1905—1906), "Природа чувственных данных" (1913), "Некоторые суждения о восприятии" (1917), "Философские исследования" (1922), "В защиту здравого смысла" (1925), "Док..

Мутазилиты

..

Мутация

(лат. Mutatio) – изменение. Согласно теории нидерл. Ботаника Гуго де Фриза, представляет собой внезапные, скачкообразные, непосредственно наследуемые изменения видов, а равным образом их результат. Вид, новый по отношению к исходному (Mutante).. ..

Дополнительный поиск Мусульманская Философия Мусульманская Философия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мусульманская Философия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мусульманская Философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 23 символа