Мэмфорд (Мumford) Льюис

128

(1895-1990) - американский философ и социолог. Представитель негативного технологического детерминизма. В своих многочисленных работах по социальным проблемам техники, урбанизации, истории и теории искусства, архитектуры, морали, религии, культуры в целом (основные сочинения. "История утопий", 1922. "Техника и цивилизация", 1934. "Искусство и техника", 1952. "Превращения человека", 1956. "Город в истории", 1966. "Миф о машине", 1967-1970. "Интерпретации и прогнозы", 1973 и др.) М. Выступает против чрезмерной технизации общества, приводящей к порабощению человека техникой. Отвергает как неверную точку зрения, которая придает центральное место и направляющую функцию в человеческом развитии орудиям труда. Не меньшую, а гораздо большую роль в развитии человека и общества, считает М., играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек и вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов.

Еще более важное значение М. Придает происходящим в процессе развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам, переменам в социальной организации и эстетическим замыслам, их художественным воплощениям. Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность символических форм, производство все новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда. В работе "Техника и цивилизация" М. Подчеркивал, что техника своим развитием обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала, песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащенный техникой труд.

С его точки зрения, контроль над психосоциальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой. При таком подходе приоритетное значение придается возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека. Ибо только тогда, когда знание и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколением, утверждал М., стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколения.

М. Утверждал, что человек является существом, главным образом "использующим ум", производящим символы, что и соответствует определению homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда. Однако технократическое представление о человеке как производителе орудий и их использователе привело, в конце концов, считает М., к тому, что инициатива и главная роль от работника, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей работником. Эта антигуманная тенденция использования техники находит свое концентрированное воплощение, по мнению М., в бездушной и безличной Мегама-шине, т.е. Предельно рационализированной, технократической социальной организации, построенной на жестком принципе единоначалия.Е.М.

Бабосов.

Значения в других словарях
Мышления Тенденциозность

В общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого-либо идеологического или догматического учения. В области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения логического умозаключения, откуда результируется определенная форма мышления, налагающая свойственные ей ограничения на процесс и результаты мышления.. ..

Мышления Формы

Способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. Кант и Гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. Свое дальнейшее развитие система форм мышления получила в философии экзистенциализма, особенно у Хайдеггера и Ясперса.. ..

Мэн Де Биран (Мaine de Вiran) Франсуа Пьер

(род. 29 нояб. 1766, Бержерак – ум. 16 июля 1824, Париж) франц. Философ. Отправляясь от Локка и Кондильяка, он пришел к психологии самонаблюдения – несмотря на непостижимую метафизическую природу души, в своих проявлениях она все же доступна самонаблюдению, – а закончил христ.-мистической метафизикой всеобщей любви. Осн. Произв. – «Essai sur les fondements de la psychologies, 1813-1822.. ..

Мэн-цзы

(лат. Mencius), Мэн Кэ (жил 372 – 289 до Р. X.) – кит. Поэт-философ. Ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. Добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.. ..

Дополнительный поиск Мэмфорд (Мumford) Льюис Мэмфорд (Мumford) Льюис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мэмфорд (Мumford) Льюис" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мэмфорд (Мumford) Льюис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 23 символа