Остин (Аustin) Джон

67

(1911-1960) - британский философ-аналитик, представитель лингвистической философии. Проф. Оксфордского ун-та (1952-1960).В основе концепции О. Лежит идея, что главной целью филос. Исследования является прояснение выражений обыденного языка. Взгляды О. Не носят систематического характера. Многие его выступления были направлены против неверного, т.е. Нарушающего логику, употребления слов и целых фраз отдельными философами, но основной вклад О. В науку состоит в проницательных замечаниях об употреблении таких терминов, как "знать" и "истинный". О. Подверг критике широко распространенную в аналитической философии теорию "чувственных данных". Общее филос. Возражение против возможности знать ощущения др. Людей иногда принимает форму вопроса о степенях уверенности.

О. Считает, что на самом деле никогда нельзя быть уверенным в своих же собственных ощущениях. Мы можем не только их неправильно назвать или обозначить, но и испытывать неуверенность относительно них и более основательным образом. Напр., мы можем просто быть недостаточно знакомы с данным ощущением, чтобы позволить себе уверенно судить о нем, или мы можем пытаться "распробовать" свое ощущение более полно. Общее филос. Возражение против всех претензий на знание, согласно О., выражено в следующем рассуждении. Знание не может быть ошибочным, а "мы, по-видимому, всегда или практически всегда подвержены ошибкам". Прилагательное "истинный", по О., не должно применяться ни к предложениям, ни к суждениям (propositions), ни к словам.

Истинными являются высказывания (statements). Фактически можно сказать, что высказывание истинно, когда историческое положение дел, с которым оно соотносится посредством разъясняющих соглашений, однотипно тому положению дел, с которым употребленное предложение соотносится посредством описательных соглашений. Всякая попытка сформулировать теорию истины как образа оказывается неудачной вследствие чисто конвенционального характера отношения между символами и тем, к чему эти символы относятся. О. Считает, что многие фразы, рассматриваемые часто как высказывания, вообще не должны характеризоваться как истинные или ложные. Как, напр., формулы в исчислении, определения, исполнительные фразы, оценочные суждения, цитаты из литературных произведений.Др.

Проблема, стоявшая в центре внимания О., - возможность познания "чужих сознаний". О. Надеялся, что в результате его деятельности возникнет новая дисциплина, являющаяся симбиозом философии и лингвистики, - "лингвистическая феноменология". Он полагал, что познание сознания др. Людей включает особые проблемы, но, подобно познанию любого др. Вида, оно основывается на предшествующем опыте и на личных наблюдениях. Предположение о том, что это познание переходит от физических признаков к фактам сознания, ошибочно. О. Считает, что вера в существование сознания др. Людей естественна. Обоснований требует сомнение в этом.Важное место в ранних работах О. Занимало различение понятий перформативного и констатирующего высказываний.

Под первым он понимал высказывание, являющееся исполнением некоторого действия ("Я обещаю, что..."), под вторым - дескриптивное высказывание, способное быть истинным или ложным. В дальнейшем эти идеи были преобразованы в теорию речевых актов (см. Языка употребления). Единый речевой акт представляется О. Как трехуровневое образование. Речевой акт в отношении к используемым в его ходе языковым средствам выступает как локутивный акт. В отношении к манифестируемой цели и ряду условий его осуществления - как иллокутивный акт. В отношении к своим результатам - как перлокутивный акт. Главным новшеством О. В этой схеме является понятие иллокуции, т.к. Локуцией всегда занималась семантика, а перлокуция была объектом изучения риторики.

О. Не дает точного определения понятию иллокутивного акта, он только приводит примеры. Вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, назначение, критика и т.п. О. Пытается обнаружить отличительные признаки иллокуции. В дальнейшем Ф. Стросон свел замечания О. К четырем признакам, из которых главными являются признаки целенаправленности и конвенциональности.О. Считал, что в отличие от локутивного в иллокутивном акте конвенции не являются собственно языковыми. Однако ему не удалось объяснить, в чем состоят эти конвенции. О. Принадлежит и первая классификация иллокутивных актов. Он полагал, что для этой цели нужно собрать и классифицировать глаголы, которые обозначают действия, производимые при говорении, и могут использоваться для экспликации силы высказывания - иллокутивные глаголы.

С т.зр. Современного уровня развития лексической семантики классификация О. Выглядит довольно грубым приближением к сложной структуре данного объекта исследования. Теория "речевых актов" оказала большое влияние на современную лингвистику и логику.Чужое сознание // Философия, логика, язык. М., 1987. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1989. Истина // Аналитическая философия. Становление и развитие (антология). М., 1998. Избранное. М., 1999. Ifs and Cans. London, 1956. Philosophical papers. Oxford, 1961. Sense and Sensibilia. Oxford, 1962. How To Do Things With Words. Oxford, 1962. O.A. Назарова.

Значения в других словарях
Оствальд (Оstvald) Вильгельм

(1853-1932) - немецкий физикохимик и философ. Один из создателей и лидеров физической химии и философии энергетизма ("энергетической философии"). Доктор химических наук (1878), профессор (1881), член-корреспондент Петербургской (1896) и Берлинской (1905) Академий наук, лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Автор учебников по химии, истории химии и ряда монографий. "Научные основания аналитической химии" (1895), "Электрохимия" (1896), "Принципы неорганической химии" (1902), "Философия приро..

Оствальд (Оstwald) Вильгельм Фридрих

(род. 2 сент. 1853, Рига – ум. 4 апр. 1932, Гросботен, близ Лейпцига) нем. Естествоиспытатель и теоретик философии культуры. Профессор химии в Лейпциге (1887-1909). Согласно Оствальду, все – и материя, и в какой-то мере даже «дух» – есть энергия. Энергетические законы в неорганическом мире, а также законы более сложных проявлений энергии, т.е. Законы развития органического мира, помогают познать настоящее и, предвидя будущее, планировать его. Культурное совершенствование, согласно Оствальду, осн..

Осязание

Один из осн. Видов восприятия. Чувство давления, испытываемое чувствительными нервными окончаниями, находящимися в коже и мышцах. Это чувство тесно связано с чувством предметного (см. Действительность).. ..

Отбор

То же самое, что и селекция. Негативный отбор – контрселекция.. ..

Дополнительный поиск Остин (Аustin) Джон Остин (Аustin) Джон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Остин (Аustin) Джон" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Остин (Аustin) Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 19 символа