Падартхадхармасанграха

206

(санскр. Padarthadharmasamgraha - "Компендиум характеристик категорий") - систематический трактат, опиравшийся на "Вайшешика- сутру", второй по значимости после нее текст философии вайшешики, составленный в 6 в. Прашастападой. "П." отражает тенденцию вайшешиков к восстановлению первоначальной системы шести онтологических категорий (после попытки восполнения ее до десятеричной, предпринятой в 5 в. Чандра-мати), а также к рецепции ряда нововведений школы буддийских логиков Дигнаги. Текст "П." построен как развернутое истолкование этих категорий. Субстанция (дравья), атрибут (гуна), движение (карма), общее (са-манья), особенное (вишеша) и присущность (сама-вая). Экзегеза категорий позволяет Прашастападе вводить и относительно самостоятельные темы.Все шесть категорий имеют характеристики существования, именуемости и познаваемости.

Первые пять категорий, т.е. Все кроме присущности, суть то, чему может быть присуще нечто другое. Последние пять категорий, т.е. Все кроме субстанции, не могут быть локусом качеств и движений. Субстанции, качества и движения причастны существованию, могут быть общими и особенными, именоваться "вещами", быть агентами дхармы и не-дхармы, а также следствиями и причинами ч.- л. Общее, особенное и присущность самосущны, "характеризуемы суждениями", не могут быть ни следствиями, ни причинами ч.-л., не причастны различиям общего и особенного, вечны и не могут именоваться "вещами". За этой филигранной системной классификацией основных видов сущего следует описание характеристик всех шести категорий. Материальные элементы земли, воды, огня и ветра характеризуются по присущим им свойствам, а затем различаются два их уровня - в виде атомов и производных образований.

Последние распределяются по соответствующим "телам", органам чувств (имеющим, по вайшешике, материальное происхождение) и объектам. Экспозиция четырех материальных элементов дает Прашастападе повод для описания космогонического процесса. После каждых ста лет жизни Брахмы (один его день равен 4 320 000 человеческим годам) Махешвара ("Великое Божество") дает отдых живым существам (за его решениями стоит, однако, всеобщий "закон кармы"), уставшим от сансары, и наступает космическая ночь распада всего составного до конечных атомов. Затем, ради того, чтобы живые существа вновь начали испытывать радость и страдание, Махешвара начинает новое миросозидание. Вначале из атомов ветра образуется "великий ветер", который "провоцирует" образование масс воды, земли и огня, а затем из смеси атомов огня и земли образуется космический эмбрион, из коего рождается Брахма, порождающий из своей мысли божества и бестелесные существа, а из частей своего тела четыре варны людей и др.

Живые существа, которые он заставляет соединяться с определенными ментально- психическими состояниями в зависимости от "отпечатков" кармы, накопленной ими в предыдущий космический период. За описанием характеристик субстанций следуют характеристики качеств, и (поскольку "суждения" также включаются в число качеств) это дает повод Прашастападе рассмотреть все источники знания, уделив специальное внимание нетривиальным восприятиям и среднему термину силлогизма. Подробностью отличаются классификации видов движения. Анализируя общее, автор "П." различает два уровня универсалий - высший (Бытие) и низший (те универсалии, которые могут быть подклассом более общего класса), в классе особенного специальное внимание уделяется предельным "индивидуаторам" отдельных атомов.

Выявляются и четыре признака присущности, отличающие ее от простого контакта между двумя объектами. "П." неоднократно комментировалась. Основные истолкования. "Ньяякандали" Шридхары (10 в.) и "Киранавали" Удаяны (11 в.). Complete Word Index to the Printed Editions of the Prasastapadabhasya by J. Bronkhorst and Y. Ramseier. Delhi, 1994. B.K. Шохин.

Значения в других словарях
Павлов Иван Петрович

(1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). В 1890-1925 - профессор Военно-медицинской академии. С 1891 и до конца жизни заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины. Основные сочинения. "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897), "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923), "Лекция о работе больших полушарий головного м..

Павлов Михаил Григорьевич

(род. 1793 – ум. 1840) – рус. Натурфилософ. После окончания Московского ун-та остался там в качестве преподавателя, затем профессора ряда естествоведческих дисциплин, в т. Ч. Минералогии, физики, сельского хозяйства. После командировки за границу в 1818-1820 встал на позиции натурфилософии Шеллинга. В своих трудах плодотворно решал проблемы соотношения опыта и умозрения, практики и науки. Занимался вопросами классификации наук. Осн. Произв. «О пустоте в природе», 1817. «Земледельческая химия», 1..

Пазиграфия

(от греч. Pas – всякий и графия) – универсальное, общепонятное письмо, выражение понятий общедоступными символами. Выработать пазиграфию стремились Раймунд Луллий, Лейбниц (см. Charqcteristica universalis) и др. Пазиграфия применяется в логистике.. ..

Паладьи (Рalagyi) Мельхиор

(род. 26 дек. 1859, Пакш, Венгрия – ум. 14 июля, 1924, Дармштадт) – венг. Философ-виталист, работавший в Германии. В своем труде «Neue Theorie des Raumes und der Zeit, Entwurf einer Metageometrie» (1910) Паладьи выдвинул теорию, согласно которой трехосевая пространственная система координат дополняется четвертой осью, временем (см. Также Континуум). Пространство не является застывшей системой бытия, но в различные моменты порождается временем. Пространство «течет». Все движения возникают из «эфи..

Дополнительный поиск Падартхадхармасанграха Падартхадхармасанграха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Падартхадхармасанграха" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Падартхадхармасанграха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 22 символа