Постструктурализм (неоструктурализм)

185

Направление, в которое в 1970-е гг. Трансформировался структурализм. Настоящую верность структурализму сохранил только К. Леви-Строс. В 1980-е гг. П. Сомкнулся с постмодернизмом, что существенно усложнило идентификацию. В Германии известен как неоструктурализм. Вариантом П. Стал деконструктивизм, возникший из работ Ж. Дерриды и получивший широкое распространение в США (П. Де Ман, Г. Блум, X. Миллер). Наряду с герменевтическим течением (Д. BammuMo), П. Является основным направлением философии постмодернизма. Главными его представителями являются Деррида, М. Фуко, Ж.Ф. Лuomap, Р. Барт, Ж. Делёз и др.В отличие от структурализма П. Принадлежит эпохе постмодерна, что в значительной степени предопределяет многие существенные его характеристики.

Он выражает разочарование в классическом зап. Рационализме, отвергает прежнюю веру в разум, науку и прогресс, выражает глубокое сомнение в возможности осуществления великих идеалов гуманизма. В нем нет модернистского футуризма, хотя и постмодернистский пассеизм не слишком бросается в глаза. Главное отличие П. От структурализма заключается в его отказе от понятий структуры и системы, от структуралистского универсализма, теорецизма и сциентизма. Он также ослабляет антисубъектную направленность структурализма, несколько реабилитирует историю и человека - если не как субъекта, то как индивида. Глубокая связь между П. И структурализмом состоит в том, что П. Сохранил языково-знаковый взгляд на мир, а также практически осуществил намерение структурализма объединить научно-философский подход с искусством, рациональное с чувственным и иррациональным, ученого с художником.В филос.

Плане П. Противопоставляет себя прежде всего учению Г.В.Ф. Гегеля как высшей форме зап. Рационализма и логоцентризма. Раньше Гегель считался "вершиной мысли", по отношению к которой все последующее воспринималось не более чем комментарий. П. Нарушает эту традицию, выступая как открытое анти гегельянство. Практически все его представители в своих работах уделяют много места разъяснению своего отношения к Гегелею, его филос. Системе, языку и понятийному аппарату. Деррида отвергает гегелевское "снятие", готов "четвертовать" гегелевскую диалектику, отождествляет гегелевскую "машину мышления" с "махинацией". Фуко пишет о том, что вся современная эпоха любыми путями "стремится избавиться от Гегеля". Делёз относит содержание одной из своих книг ко "всеобщему антигегельянству", отмечая, что такие понятия, как "различие" и "повторение", занимают в ней место гегелевского тождества, отрицания и противоречия.

В ответ на гегелевское утверждение о том, что "истина - это целое", Лиотар призывает объявить "войну целому", видя в нем центральную гегелевскую категорию, считая, что "тотальность" ("целостность") эпистемологического регистра легко переходит в "тоталитаризм" политического регистра. Он усматривает "трансцендентальную иллюзию" в гегелевском стремлении "обосновать добро и справедливость на истинном, а должное - на том, что есть".Представители П. Определяют философию Гегеля как философию системы, тождества, единства, бытия и смысла, присоединяя к ней марксизм и структурализм, а также философию языка, понимаемого в соссюровском смысле как закрытая система, хотя методологическую роль языка П. Сохраняет и обращается к нему часто.

Философию гегелевского типа П. Именует также метафизикой присутствия, субъекта, сознания и гуманизма, противопоставляя ей философию различия, инаковости и множественности.В своем сопротивлении гегелевскому наследию постструктуралисты опираются прежде всего на Ф. Ницше и М. Хайдеггера. Первый привлекает их тем, что он отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов и сентенций. Ницше выразил критическое отношение к категории бытия, понимаемого как "последний фундамент", добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, есть лишь его интерпретации и толкования, которые бесконечны. Он также подверг сомнению существование истин, назвав их "неопровержимыми заблуждениями".

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив внимание на критике разума, человека и гуманизма. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, "исчисляющее мышление", высшей формой и воплощением которого стала техника, не оставляющая места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором "множатся вызванные техникой пустыни".П. В целом находится в русле идей Ницше и Хайдеггера. Главными его методологическими принципами выступают плюрализм и релятивизм, в соответствии с которыми предлагаемая П. Картина мира лишена единства и целостности. Мир распадается на множество фрагментов, или островов, архипелага, между которыми нет сколько-нибудь устойчивых связей.

У Ли-отара мир состоит из "фрагментов языковой материи".Он утверждает, что мир является иррациональным, в нем царствует беспорядок, энтропия и хаос, и он не поддается рациональному объяснению и познанию. В противоположность гегелевскому способу мышления, который покоится на диалектике и преследует цель раскрыть сущность или смысл, дать объяснение или провести критический анализ, П. Разрабатывает новый тип мышления, который нельзя назвать филос. И научным, понятийным, логическим и последовательным. Наряду с филос. Измерением в нем большое значение имеют стиль, литературные и поэтические приемы, метафоры, многозначные и неопределенные слова, "неразрешимые" термины. Такой тип или способ мышления часто обозначается словом "письмо", которое ввел в оборот Барт, у него оно объединяет в себе критический анализ-эссе, литературное творчество и чтение-восприятие.

Бартовская концепция письма у др. Представителей П. Расширяет поле компетенции. У Дерриды "письмо" сначала занимает ведущее положение, а затем выступает одной из форм "деконструкции", через которую он пропускает всю историю зап. Философии, литературы и культуры в целом.Во всех случаях письмо и деконструкция являются некой дестабилизирующей силой, способом разрушения или расшатывания устоявшихся норм и правил, взглядов и представлений, иерархий и субординаций, видов и жанров. Продуктом письма и деконструкции выступает дискурс, или текст, который существенно отличается от философского трактата, научной работы или литературного произведения. По своей внутренней организации текст представляет собой сетку, ткань, паутину, лабиринт, у которых нет начала и конца, нет к.-л.

Объединяющего центра или главного слова. Текст является открытым и незавершенным, для него характерны избыток, безмерность и бесконечность во всем. В его создании важное значение имеет игровое начало. Барт указывает на "игру письма против смысла". Деррида говорит об "игре текста против смысла". Лиотар размышляет о "языковых играх". Текст представляет собой множественность, разнородность, многомерность, полисемию и полифонию.Вместе с отрицанием гегелевского абсолютного знания и сциентизма П. Подвергает сомнению возможность достижения объективного знания, поскольку всякое знание опосредовано языком, зависит от культуры и власти. Он снимает имевшее место в структурализме противопоставление науки, знания и идеологии, находя между ними количественные, а не качественные различия, хотя наука обладает некоторыми преимуществами в деле познания действительности, те "истории", которые она составляет о мире, имеют такой же повествовательный характер, как и др.

Ненаучные "истории". Поэтому Лиотар называет научные теории прошлого "рассказами", а те из них, которые претендовали на универсальное значение - "метарассказами". Будучи основой высоких технологий, наука, по Лиотару, продолжает играть важную роль и в эпоху постмодерна, однако она не может претендовать на роль объединяющего начала в обществе, ибо в этом случае она будет еще одним "метарассказом" освобождения. Теме зависимости знания от власти особое внимание уделяет Фуко. Он усиливает известную идею Ницше о неотделимости "воли к власти" от "воли к знанию" и доводит ее до своеобразного "панкратизма", согласно которому власть определяет и пронизывает все социальное поле, "она производит реальное". При таком подходе определяющим и движущим фактором познания является не знание и истина, а власть, и отношения между знанием и властью выражает формула.

"Власть устанавливает знание, которое в свою очередь выступает гарантом власти". Всякое знание есть конструкция или проекция чьих-то взглядов или интересов, а не отражение или обнаружение порядка вещей, каким он есть на самом деле. Деррида полагает, что прежняя противоположность истины и фикции стирается и "в сердцевине истины обнаруживается фикция".Общество в П. Предстает аморфным и атомизированным, лишенным внутренней структуры, единства и целостности, для его характеристики Лиотар использует метафоры облака и архипелага, между островами-сообществами которого имеются гл. Обр. Пространственные связи. Происходящие в обществе изменения не позволяют говорить о его развитии и тем более прогрессе. Что касается его истории, то традиционная ее форма, основывающаяся на деятельности того или иного субъекта, отвергается.

В др. Ее понимании она допускается. При этом история не является линейной, она не имеет направленности и цели, не преследует к.-л. Результат, у нее нет хронологии и будущего. Она представляет собой стихийный процесс сдвигов, смещений, переходов, пульсаций и взрывов. История приобретает характер лабиринта. Источником изменений и движения выступает не противоречие, а различие и повторение.Значительное место в П. Занимает тема кризиса социального статуса интеллигенции. В эпоху модерна интеллигенция, будучи немногочисленной, играла в обществе огромную роль. Она состояла из выдающихся личностей, которые были настоящими властителями дум. Благодаря им интеллигенция занимала ведущее положение в идеологии, политике, образовании, культуре и искусстве.

С приходом постмодерна ситуация резко изменилась. Прежняя интеллигенция уступила свое место интеллектуалам, число которых значительно возросло, однако их роль в обществе заметно уменьшилась. Постмодерные интеллектуалы уже не претендуют на роль властителей дум, довольствуясь исполнением более скромных функций. Барт с иронией отмечает, что интеллектуалы стали "ненужными отходами общества". По мнению Лиотара, Сартр был последним "большим интеллектуалом", верившим в некое "справедливое дело", за которое стоит бороться. Сегодня для подобных иллюзий не осталось никаких оснований. Новый образ интеллектуала рисует Фуко, полностью принимающий происходящие изменения в социальном статусе интеллектуалов. Он выступает против прежнего "универсального интеллектуала", который размышляет о судьбах мира, пророчествует, составляет законы, оценивает и осуждает, заседает в суде над историей.

Фуко предлагает тип "специфического интеллектуала", роль которого заключается не в том, чтобы говорить др. Людям, что они должны делать. Интеллектуалом является конкретный человек, который никого ничему не учит, никому не читает мораль, а просто лечит больного, занимается исследованиями, пишет книгу или сочиняет музыку. Он погружен в настоящее и не думает о будущем.Социально-политические и идеологические позиции П. Являются двойственными и неопределенными. Он не приемлет коллективное или групповое участие в реальных событиях, как и ангажированность сартровского типа. В то же время его позиции нельзя назвать асоциальными или нейтральными. Преобладающими в них являются характерные для левых мотивы анархизма и индивидуализма, к которым примешиваются мотивы пессимизма и ностальгии от правых.

П. Считает необходимым быть на стороне жертв системы, "выпавших из гнезда", всех тех, кто входит в категорию маргинальности. Безумные, заключенные, бездомные, "проклятые поэты". В этом смысле философия различия выступает как философия инакомыслия, диссидентства, сопротивления системе. Деррида в связи с этим рассуждает об этике и долге инакомыслия, который состоит не в том, чтобы говорить за других, но чтобы предоставлять свой голос другим. Делёз размышляет о стремлении открывать доступ к письму тем, кто всегда был его лишен. Лиотар считает возможным и необходимым способствовать максимальному утверждению справедливости в отношении тех, кто оказался проигравшим и побежденным.П. Размывает границы между философией, литературой и литературной критикой, усиливая тенденцию к эстетизации философии и ставя до некоторой степени под сомнение само ее существование.

Тему смерти философии затрагивает Фуко. Делёз предпочитает говорить скорее о мышлении различия, чем о философии. То же самое делает Деррида, рассматривая философию как "обходной путь к литературе". Некоторые его работы действительно выглядят как литературные вариации на филос. Темы. Творчеству Барта, Фуко и Дерриды присущ ярко выраженный стиль, в силу чего их иногда называют писателями. В целом П. Представляет собой кризисное состояние философии переходной эпохи постмодерна.Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. Барт Р. Избр. Работы. М., 1994. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна, СПб., 1998.

Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб., 1998. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998. Derrida J. L'ecriture et la difference. Paris, 1967. Idem. De la grammatologie. Paris, 1967. Culler J.C. On Deconstruction. Theory and Criticism after Structuralism. New York, 1982.Д.А. Силичев.

Значения в других словарях
Постпозитивизм

Общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. П. Не представляет собой особого филос. Направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа - значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Это и фальсификационизм К. Поппера, и концепция научных революций Т. Куна, ..

Постструктурализм

— совокупное обозначение ряда подходов в социо-гуманитарном познании 1970—1980-х, ориентированных на семиотическое истолкование реальности ("текстуализованный мир" П.), опирающихся, подобно структурализму, на концепцию знака как единства означающего и означаемого, но осуществляющих пересмотр структуралистской парадигмы в плане центрации внимания на "внеструктурных" параметрах ("изнанке") структуры и связанных с их постижением когнитивных процессах. Получил развитие сначала во Франции, а затем в ..

Постулат

(лат. Postulatum - требование) - принцип, положение, который служит основанием для осуществления содержательных рассуждений и выводов. По отношению к самим рассуждениям П. Выступает регулятивом их реализации, неявно содержа их в себе и оставаясь при этом, однако, семантически неакцентированным. П. Часто отождествляется с аксиомой, однако, такое отождествление не учитывает его специфики. П. Предполагает меньшую строгость и линейность выводов, отсутствие жесткой необходимости следования правилам л..

Поступок

Всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений. См. Рефлекторное движение). В то время как с каждой вещью можно что-либо сделать, в поступке особо подчеркивается, что он принадлежит сфере нравственности. Поступок всегда является выражением человека как целого даже в том случае, когда поступки трудно или совсем невозможно отличить от автоматических действий. Чувство спонтанности наших поступков ос..

Дополнительный поиск Постструктурализм (неоструктурализм) Постструктурализм (неоструктурализм)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Постструктурализм (неоструктурализм)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Постструктурализм (неоструктурализм), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 36 символа