Природа

209

В предельно широком смысле - "великое целое" (Гольбах), т.е. Все сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие П. Совпадает с такими научными и философскими категориями как "Бытие", "Реальность", "Универсум", "Вселенная", "Космос" - все они, как и термин П., обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека, стремящегося дефинировать (т.е. Определить) их. Однако следует иметь в виду, что с развитием естественных наук такое отождествление становится не всегда правомерным. Так, например, космос выступает синонимом астрономического понятия "Вселенная". Соответственно основным объектом естествознания выступает обычно П. В узком смысле слова - как естественная среда обитания человека.

В этом качестве и понятие П. Приобретает не столько философский, сколько конкретно-научный отгенок. Разумеется, оно может быть использовано и философским знанием. Например, как альтернатива "второй П.", т.е. Искусственной среды обитания. Между широким и узким смыслами понятия "П." нет непроходимой грани. Рассматривая П. Лишь как земную географическую среду, человек не может не учитывать влияние на нее всего космоса, т.е. П. В широком смысле слова. Поэтому для него "малая П." всегда есть часть "большой П.". Кроме того, во всех случаях любой подход к изучению П. Предполагает неизбежное участие в ней человека как ее неотъемлемой части. Это в какой-то мере уравнивает "малую" и "большую" П., поскольку и та, и другая рассматриваются в качестве реальности, относительно противостоящей человеку и в то же время включающей его.

Определения П. Не отличаются однозначностью и строгостью. Однако в данном случае какая-либо точная ее дефиниция вряд ли вообще возможна. Дело в том, что П. Относится к так называемым "гуманистическим системам", включающим человека, а, со-гласно современной логике, определения подобных систем не отвечают высоким стандартам точности и строгости. Не случайно поэтому в подобных ситуациях часто употребляют "размытые" определения, сравнения, метафоры и т.п. - они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например. "П. - это дом Человечества"). Вместе с тем, все эти определения и формулировки являются результатом эволюции человеческих представлений о П. И, в частности, развития философских и естественнонаучных знаний о ней.

При этом каждый этап такой эволюции привносил новые смыслы и уточнения в один и тот же языковой термин, который обозначал не просто разное понимание одного и того же предмета, но даже иные по своей сущности предметы'. Так, понятие "physis" (греч. - П.) воспроизводило в философии античности два основных смысла. Сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т е. Уже "П. Сущего"). Разумеется, эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей. В Новое время преобладающим смыслом понятия П. Становится ее статус как объекта естествознания - из "фюсиса" П. Превращается в "натуру", т е. В естественное бытие природных явлений. Задачей человека является соответственно познание законов этой "натуры", как, впрочем, и "натуры" отдельных вещей.

Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает своих вершин "философия П." - натурфилософия, ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон. Современное понятие П. Содержит в снятом виде все первоначальные многозначные смыслы и оттенки. В зависимости от контекста, под П. Понимается то все сущее, то естественная и искусственная среда обитания человека, то внутренняя сущность вещей. Это обстоятельство требует умения конкретизировать понятие П. И правильно употреблять его в различных ситуациях. Отношение и интеллектуальное осмысление человеком П. Претерпело значительную эволюцию. Известно, что первобытный человек распространял коммуникативные отношения на всю окружающую его П., трактуя свое взаимоотношение с ней как своеобычное "межсубъектное", где П.

Выступала ведущей стороной диалога, а человек ее прилежным учеником. Мифологическое сознание исходило из двух установок. Признания господства П. Над человеком и персонификации природных явлений. В античном обществе, когда искусство человека играло не менее важную роль, чем природное содержание материала, устанавливаются равноправные отношения человека с П. Человек уже не следует за традиционным порядком П., а живет по своим правилам, лишь частично соответствуя законам П. В результате реализуется эстетическое совершенствование П., когда представления о мире организуются не только логикой рассудка, но и чувством красоты, взаимодействием субъекта и объекта. Поэтому для древних греков характерна идея гармонии человека и П., микро- и макрокосма, где красота выступала выражением разумности бытия.

Средневековый человек жил в едином мире и мир для него - творение Божье, причем творение совершенное и прекрасное. Место человека - Земля, которая - центр мира. Сам он выступает одновременно в двух ипостасях. Естественной и Божественной. В таком благом мире упорядочивать и менять следует только человеческую душу, побуждая ее к гармоническому созерцанию мира и единению с Богом. П. Средневековый человек рассматривал под влиянием эсхатологических представлений о конечности всякого бытия и ожидания второго пришествия Христа. Поэтому здесь П. Обесценивается и теряет значимость будущего. Не П. Дает эталон человеку, а бесконечный дух. Среди творений Бога именно человек занимает приоритетное место, а не П., и смысл человеческого бытия - в возвышении над П.

Здесь уже не гармония, а обособление, когда человек и П. Живут по своим законам, реализуя цели божественного замысла. Отсюда и отрицательное отношение к экспериментальному освоению П. Однако и в этот период существовала потребность построить картину П., которая бы соответствовала сути Священного Писания. Решать эту задачу стали с помощью символа как знака договора. Символизм стал универсальным, ибо мыслить означало вечно открывать скрытые значения. Природные вещи трактовались как знаки, смыслом которых являются идеи, вложенные в мир Богом, а задача человека - расшифровать эти скрытые смыслы божественного плана творения. Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, но здесь не статическая гармония человека и П., а динамическая, где человек пытается подчинить П.

Человек как бы превращается в земного Бога, который должен сотворить П. В соответствии со своими потребностями. Эта идея становится ведущей в сознании 17-18 вв. Орудием этого господства становится экспериментальная наука и математическое естествознание. Ученому Нового времени необходимо было решить задачу, связанную с поиском средств, способных раскрыть "Книгу П.". Такой подход в перспективе давал возможность построить объективную картину П. И организовать ее систематическое исследование. Новоевропейская наука и философия исходили из уверенности в естественной упорядоченности устройства П., наличия в ней гармонии, доступной рациональному постижению. П. Воспринималась как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, она - всего лишь объект скрупулезного анализа и возможной переделки на человеческую потребу.

Таким образом, в Новое время получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к П. Как безмерной кладовой для удовлетворения человеческих желаний. С этих пор такая парадигма мышления стала доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней. Правда, практически во все времена существовала и определенная оппозиция подобной установке. Так, на гармоническое взаимодействие с П. Были ориентированы культуры древнего Востока, романтическая традиция в западной мысли, философия русского космизма и др. И тем не менее именно принцип преобразующей деятельности задавал основные нормы человеческой цивилизации и привел, в конечном итоге, к появлению глобальных экологических проблем. Таким образом, можно зафиксировать три основные подходы к проблеме исторического взаимодействия человека и П.

1) мифологический (подчинение человека П.). 2) научно-технологический (господство человека над П.). 3) диалогический (гармония человека и П.), формирующийся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество с П., равноправный диалог с ней. См. Также. Метафизика, Онтология.А.В. Барковская.

Значения в других словарях
Природа

IПриро́да 1) в широком смысле — всё сущее, весь мир в многообразии его форм. Понятие П. В этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания (См. Естествознание) («наук о П.»). При этом разные естественные науки изучают различные аспекты П. И выражают результаты своего исследования в форме универсальных, но достаточно конкретных законов (типа, например, законов механики, которые характе..

Природа

ПРИРОДА - 1) в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм. Употребляется в одном ряду с понятиями. Материя, универсум, Вселенная.2) Объект естествознания.3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества. "вторая природа" - созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. Совокупная деятельность общества ок..

Природа

Совокупность естественных условий существования человеческого общества. В истории России и формировании национального облика русского народа фактор природы имел особое значение. Лес, степь и река — это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятии русского человека. В лесной России положены были основы русского государства, в котором мы живем. С леса мы и..

Природа

(φύσις, natura) — понимается в трех главных смыслах. 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. Человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества. В этом общем смысле П. = естеству, или сущности (см.). 2) как видимый земной мир, обнимающий в некотором единстве совокупность того, что составляет определяющую среду и основу человеческой жизни, первоначально данную, а не созданную человеком. В этом смысле понятие П. Противополагается понятиям ..

Природа

Природа отдыхала на ком. Разг. Ирон. О бездарном человеке. (Запись 2001 г.).. ..

Природа

Природа.. ..

Природа

Природа — это неустанное спряжение глаголов «есть» и «быть поедаемым». Уильям Индж В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. Андрей Крыжановский Окружающая среда. То, во что превращается природа, если ее не охранять. Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача. Иван Мичурин Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали. Виктор Коняхин Розы прививают любовь к природе, а шипы — уважение. Антон Лигов Я не из тех, кто мечтает вернуться на ло..

Природа

Игра природы.... ..

Природа

1) в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм. Употребляется в одном ряду с понятиями. Материя, универсум, Вселенная. 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества. "вторая природа" - созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. Совокупная деятельность общества оказывает ..

Природа

Ж. Естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам. Но более наш мир, земля, со всем созданным на ней. Противополагается Создателю. Вся. Природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю природу, вольный воздух, леса, горы и пр. | Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, противопол. Духовность. Природа в человеке манит и блазнит его, а Дух призывает и высит. Воскресая, человек покидает природу свою. | Все природные или естест..

Природа

Ж.1) а) Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат и т.п.), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.б) Совокупность особенностей какой-л. Местности, включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.п.в) Местность вне городских поселений.2) а) перен. Сущность, основные качества, свойства чего-л.б) разг. Прирожденное свойство, натура, характер.3) перен. Разг.-сниж. Происхожден..

Природа

ПРИРО́ДА -ы. Ж.. ..

Природа

-ы, ж. 1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир. Не растения, не животные). Живая п. (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.). 4. Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. Социальных отношени..

Природа

Природы, мн. Нет, ж. 1. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Материалистическое мировоззрение, говорит Энгельс, означает сто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений. Южная природа. Северная природа. Любить природу. Овладеть силами природы. Человек строит свою жизнь в борьбе с природой. Подражание природе. Закон природ..

Природа

Можно выделить три более или менее отчетливых общих значения этого термина. 1. Те черты или характеристики организма, которые считаются врожденными или наследственными. Проблемы, затрагиваемые этим значением, отражены в том, что часто называется дискуссией о наследственности-среде или о природе-воспитании. 2. Комплекс событий, сил и явлений, которые составляют совокупность Вселенной, какой мы ее представляем. Этот способ употребления вступает в наиболее раздражающую конфронтацию с предшествующим..

Природа

1) в широком смысле - всё сущее, весь мир в многообразии его форм. Употребляется в одном ряду с понятиями. Космос, универсум, Вселенная. 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естеств. Условий существования человеческого общества. В этом смысле антитезой понятию П. Является понятие культуры. "Вторая П." - созданные самим человеком условия его существования, осн. Фактором к-рых является изменение природной среды с не всегда предвидимыми результатами. Совокупная деятельность человеческого общес..

Природа

(от греч. Physis. ..

Природа

ПРИРОДА. ..

Природа

ПРИРОДА - в предельно широком смысле - "великое целое" (Гольбах), т.е. Все сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие П. Совпадает с такими научными и философскими категориями как "Бытие", "Реальность", "Универсум", "Вселенная", "Космос" - все они, как и термин П., обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека, стремящегося дефинировать (т.е. Определить) их. Однако следует иметь в виду, что с развитием естественных наук такое о..

Принципы Психической Жизни

(лат. Prmcipium - основа, начало) - основания, фундаментальные тенденции, детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности. Представление о существовании П.П.Ж. Было разработано в психоаналитическом учении Фрейда, в котором утверждалось существование трех неравнозначных принципов. 1. Принципа удовольствия, 2. Принципа реальности и 3. Принципа постоянства.В.И. Овчаренко. ..

Принципы Этики

(1903. Рус. Пер. 1984) - главное этическое произведение Док. Э. Мура, оказавшее значительное влияние на англоязычную моральную философию 20 в. Эта работа положила начало метаэтическим исследованиям, поставившим своей целью не выдвижение и обоснование к.-л. Ценностных программ, не ответ на традиционные этические вопросы ("что есть добро?", "что мы должны делать?" и т.п.), а анализ самих этих вопросов, выяснение их точного смысла, установление правил и норм этического рассуждения. Эта аналитическа..

Приспособление, Адаптация

– изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путем отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является функциональным, если изменения жизнедеятельности организма (вследствие изменения условий существования) способствуют изменению форм существования...

Пристли (Рriestley) Джозеф

(род. 13 марта 1733, Филдхед, Йоркшир – ум. 6 февр. 1804, Нортамоерленд, Пенсильвания, США) – англ, теолог и философ. Известен также как физик и химик (ему принадлежит открытие кислорода, 1771). Вместе с Хартли является основателем ассоциативной психологии, которую он в гораздо большей мере, чем Хартли, обосновывал с помощью физиологии. Представления и волевые решения сводил к мозговым колебаниям и рассматривал психологию как физику нервной системы. Осн. Психологическое произв. – «Hartleys theor..

Природа

, или вселенная (2Пет.2:12 , Рим.2:27 , 1Кор.11:14 ,15). Ученые все предметы природы главным образом делят на три класса. Царство ископаемых (минералогия), царство растительное (ботаника) и царство животное (зоология). Порядок творения и деление тел или предметов природы изложены в книге ·Быт.1-27. Сказавши о сотворении неба и светил небесных, бытописатель переходит от мертвой, безжизненной материи, от растений к жизни животной и наконец, к существу разумному - к человеку. Существо возвышающееся..

Дополнительный поиск Природа Природа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Природа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Природа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа