Проектирование
Деятельность по созданию проектов. Исходя из этого определения, можно сказать, что П. Характеризуется двумя моментами. Идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Эти две характеристики отличают П. Как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов деятельности, например, от исследования. Существуют самые различные виды, методы и способы П. Например, различают. Техническое П. Или П. По прототипам, т.е. Организованное задачным образом (например, решение определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации, разработка реализационных проектов по достижению заранее известных целей). Гуманитарное П. Или собственно П. В узком и точном смысле слова, с которым связана проблемная организация мышления и деятельности.
Гуманитарное П. - это технология осуществления преобразований в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, технология, реализация которой обеспечивает развитие. Различие этих видов П. - теоретический спор, идущий в рамках особой проблематики. Оснований или методологических принципов. Под методологическими принципами П. Понимается совокупность сознательных, рефлексируемых и бессознательных, неотфлексированных установок, определяющих получаемый в итоге продукт по схеме акта деятельности (постановка задач. Используемые для их решения средства. Общая организация процесса и т.д.). В этих принципах выделяются два взаимосвязанных, но далеко не тождественных слоя. Онтологический (слой видения и понимания) и организационно-деятельностный (слой действия и его организации).
Без подобной двухслойности организации любой методологический принцип перестает работать. Любые преобразования осуществляются сперва в мыслительной имитации и лишь затем в действии. П. Строится на основе работы по согласованию понятий, выстраиванию собственных представлений, т.е. Концептуализации. Концептуализация тогда - средство формирования идеальной действительности. Соорганизации разнонаправленных и многообразных течений. Образования и самообразования, самосотворения участников процесса работы с будущим. В контексте гуманитарного П. Концепция - это не научный прогноз, а проект, мыслительная конструкция, задающая место для заполнения идеальными представлениями будущего для тех, кто ее разрабатывает. В концепции, отвечая одновременно на вопросы, что и как делать и как устроен мир делания, мы обязаны получить механизм реализации своих замыслов.
Именно концепция выступает соорганизующей рамкой полиологической организации деятельности, на основании которой рождается политика как средство реализации управленческой деятельности. В свою очередь, политика меняет ситуацию, а новая ситуация требует пересмотра концепции, т.е. Перепроектирования. При этом реализуемость, практичность и эффективность замыслов оказывается прямой функцией принимаемых проектировщиками форм самоорганизации. Идеи и техники демократии участия выводятся из предположения, что нет и не может быть вопроса о том, кто из сторонников или противников проекта прав "на самом деле", потому что каждый прав по-своему. Рефлексия своей позиции как частичной, частной, находящейся в ряду других, в т.ч.
И конкурирующих, вменена проектирующим самой ситуацией преобразований. Следовательно, если мы не хотим действовать силой или обманом, в гуманитарном П. Оказывается безальтернативной полилогичная организация деятельности, возникает рациональность другого рода, чем в науке. Гуманитарное П. - это технология "работы с будущим", включающая в себя разработку замыслов преобразования мира (ситуации, деятельности и т.д.) и их реализацию, в результате которой преобразуемое становится не просто другим (как оно изменилось бы в ходе естественной эволюции), но именно таким, как было задумано. В таком случае будущее не прогнозируется, а строится. При этом разработка концептуального проекта есть собственно П., втягивающее в себя и процесс его реализации.
Такого рода деятельность необходима при П. Многокомплексных динамических систем, к которым можно отнести и образовательные системы. Ее осуществление возможно при появлении методологической позиции, которая не фиксируется институционально, а присваивается сообществом неформальным образом. Методолог не проектирует системы, он занимается соорганизацией деятельности субъектов, ее проектирующих. Могут быть выделены пять методологических принципов, которые достаточно полно очерчивают совокупность деятельностей и их возможную со-ор-ганизацию в общем процессе П. Систем. 1. Построение взаимодействующей системы субъектов проетирования (их совместимость). 2. Развитие мыследеятельности как ядро создания и организации образовательных общностей.
3. Функциональная ориентация в проектируемую сферу других сфер деятельности (как ведущий процесс построения сферы образования). 4. Рефлексивное развертывание одновременных и взаимосвязанных процессов П. И реализации. 5. Индивидуализация П.Т.о. Гуманитарное П. - это искусственное, целенаправленное, осуществляемое за счет собственных усилий преобразование, обеспечиващее развитие. Форма (наряду с программированием) реализации проблемной организации мышления и деятельности. Гуманитарные проекты, в которых ответственность за реализацию своих идей должна ложится на плечи авторов-разработчиков, в принципе проверяются не на истинность, а на реализуемость.СБ. Савелова.
Дополнительный поиск Проектирование
На нашем сайте Вы найдете значение "Проектирование" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Проектирование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа