Прокл (Рroklos) Диадох
(412-485) - др.-греч. Философ-неоплатоник. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы Академии платоновской. Сочинения П. Тесно связаны с его преподавательской деятельностью.Иерархия универсума строится у П. По схеме платоновского "Парменида". Сверхсущее единое, оно же благо и бог. Далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы. Последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского "Филеба" как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души.
Следующая ступень - демонические "просто души". Ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже - "частичные души", одушевляющие тела. К ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевленные тела. В эту расчлененную иерархическую структуру П. Включает традиционных греч. Богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует "природа", бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная силе рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.Наряду с иерархией бытия П. Строит иерархию наук. Физика и этика, математика, философия - таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне.
Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание. Парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению. Если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.Философия П. - наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, араб. Философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).
In Platonis Rempublicam commentarii. V. 1-2. Leipzig, 1899-1901. In Platonis Timaeum Commentaria. T. 1-3. Leipzig, 1903-1906. Commentary on the first Alcibiades of Plato. Amsterdam, 1954. Elementatio physica. Berlin, 1958. Tria opuscula. Berlin, 1960. Elements of theology. Oxford, 1963. Rosan L.J. The philosophy of Proclus. New York, 1949. Beierwaltes W. Proklos. Grundzllge seiner Metaphysik. Frankfurt am Main, 1965. Trouillard J. L'un et l'ame selon Proclos. Paris, 1972..
Дополнительный поиск Прокл (Рroklos) Диадох
На нашем сайте Вы найдете значение "Прокл (Рroklos) Диадох" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прокл (Рroklos) Диадох, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 22 символа