Псевдо-дионисий Ареопагит

94

(от греч. Член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали. Петр Ивер (412—488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. — "Corpus Areopagiticum" — включает четыре трактата ("О божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О мистическом богословии") и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. И стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. Написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" (17, 34) — образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в.

Проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. Датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства). В дальнейшем сомнения в подлинности "Corpus Areopagiticum" высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др. Ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилистика, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. Лежит неоплатоническое представление о принципиальной неописуемости и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий.

(Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, "Божественный мрак" таинственен, "Божественный свет" недосягаем "по причине преизбытка сверхсущностного светолития" и незрим "по причине чрезмерной ясности".) Иерархическая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. На сопряженную социальную проблематику. "церковная иерархия" выступает прямым продолжением "иерархии небесной". Так, по версии П.-Д.А., мировая лестница выглядит так. "пресветлый мрак", единый Бог — серафимы, херувимы, престолы. Господства, силы, власти. Начала, архангелы, ангелы (это строение "небесной иерархии"). Далее — епископы, священники, диаконы. Монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии — остальной мир. Разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела.

Образ церкви у П.-Д.А. Акцентированно статичен. Иерархия людей — прямое продолжение иерархии ангелов — суть цепь отражений чистого света в ничем незамутненных зеркалах. Эта последовательность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. Картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д.А. Как система философской теологии включало в себя три рода теологии. Катафатическую (Бог, "будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо"), символическую и мисти- ческую (в ее рамках. Апофатическую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.-Д.А.

Предлагались два пути богословствования. Апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций "божественного мрака" Единого, так что Он может именоваться, к примеру, различающимся тождеством подвижного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., заключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной "умной материи". Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, "утверждая согласие между частями и целым". При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в поэтическом космосе вовсе не нужны. Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз Плотина есть бессловесное "упрощение" до числовой единицы.

Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов. Следовательно, божественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. Утверждал, что благодаря пресвятой Троице "все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование". Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недостаток добра. "злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия".

Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. Оно есть полнейшее отсутствие божественного Блага. В традиции, заложенной П.-Д.А., специфическую трактовку получили понятия "трансцендентный" и "имманентный". Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же — нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. Обрело официальный статус в православии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. A.A. Грицанов, А.Н. Шуман.

Значения в других словарях
Псевдо-дионисий Ареопагит

(от греч. Член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) - христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали. Петр Ивер (412-488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. - 'Corpus Areopagiticum' - включает четыре трактата ('О божественных именах', 'О небесной иерархии', 'О церковной иерархии', 'О мистическом богословии') и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский я..

Профиль

(от лат. Pro – соответственно и filum – нить) – изображение вертикального среза с помощью какого-либо тела, напр. Участка земной поверхности. В психологии говорят о профиле свойств, цвета, имея в виду свойства, цвета в содержании сознания, поскольку они наглядно отличаются друг от друга (подобно горам и долинам в профиле местности).. ..

Прудон (Рroudhon) Пьер Жозеф

(род. 15 янв. 1809, Безансон – ум. 19 янв. 1865, Париж) – франц. Философ, социолог, экономист, теоретик анархизма. Прудон был противником коммунизма – «абсурдной идеологии», «возвеличения государства», «сообщества зла и тирании», «религии нищеты», «философии нищеты». [Последнее выражение – подзаголовок его гениального в смысле прогнозов двухтомного произв. «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» («Systeme des contradictions economiques, ou Philosophie de la misere», t. 1-2, 18..

Псёвдо-дионйсий Ареопагит

(Dionisios Areopagi-tus, т.е. Член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Трактаты и послания П.-Д. А. Написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" - образованного афинянина 1 в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла. Но первое известие о сочинениях П.-Д. А. Связано с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика П.-Д...

Псевдомнезия

См. Парамнезия.. ..

Дополнительный поиск Псевдо-дионисий Ареопагит Псевдо-дионисий Ареопагит

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Псевдо-дионисий Ареопагит" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Псевдо-дионисий Ареопагит, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа