Разумного Эгоизма Теория

242

Этическая теория, предполагающая. 1) что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе), 2) что разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т.е. Обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. Первым из возможных следствий этой операции становится этико-нормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов др. Индивидов, но также совершение поступков, сознательно направленных к общей пользе (в т.ч. Благодеяния, самопожертвование и т.д.).В антич.

Эпоху, в период зарождения Р.э.т. Сохраняет периферийный характер для этики. Даже Аристотель, разработавший эту теорию наиболее полно, отводит ей роль всего лишь одной из составляющих проблемы дружбы. Он выдвигает положение, что "добродетельному надлежит быть себялюбом" и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью. Рецепция в эпоху Возрождения антич. Этических представлений (прежде всего эпикурейства с его акцентом на стремление к удовольствию) превратила идею Р.э.т. В полноценную этическую теорию. По утверждению Лоренцо Валлы, личный интерес, направленный на получение удовольствия, требует правильного понимания и может быть реализован лишь при выполнении нормативного требования "научиться радоваться пользе других людей".В последующий период Р.э.т.

Получает разработку во фр. Просвещении. По мнению К.А. Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный этический законодатель, с помощью государственной власти, используя награды и наказания, может добиться создания закона, обеспечивающего пользу "возможно большего числа людей" и "основывающего добродетели на выгоде отдельного индивида". Только ему удается соединить личный и общий интерес так, чтобы среди эгоистических индивидов "только сумасшедшие были бы порочны".Подробнее рассмотрение Р.э.т. Получила в поздних работах Л. Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения других.

Основной аналогией (моделью) служат взаимоотношения полов, с поправкой на разную степень непосредственности удовольствия. Фейербах пытается свести, казалось бы, антиэвдемонистические моральные поступки (прежде всего, самопожертвование) к действию Р.э.т. Индивида. Раз счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью, как самый мощный мотив, способно противостоять даже самосохранению.Р.э.т. Н.Г. Чернышевского опирается на особую антропологическую трактовку эгоистического субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в "пользе человека вообще". Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний.

Однако в силу жесткой зависимости человеческой воли от внешних обстоятельств и невозможности удовлетворения высших потребностей до удовлетворения простейших разумная коррекция эгоизма, по его мнению, эффективна лишь наряду с переделкой социальной структуры общества. В зап. Философии 19 в. Идеи, родственные первому варианту Р.э.т., высказывались И. Бентамом, Дж.С. Миллем, Г. Спенсером, Г. Сиджвиком. Созвучные положения содержатся в концепциях "этического эгоизма", прескриптивизме Р. Хэара и др.Вторым следствием общей логики Р.э.т. Может быть простая констатация того, что всякое стремление к собственной пользе, если оно не нарушает общезначимых запретов, связанных с насилием и обманом, автоматически способствует пользе других, т.е.

Является разумным. Эта позиция восходит к свойственной протестантскому хозяйственному этосу идее "объективно безличной" (М. Вебер) любви к ближнему, тождественной скрупулезному исполнению своего профессионального долга. Когда профессиональный долг переосмысляется в категориях личного интереса предпринимателя, то возникает представление о спонтанной гармонизации эгоистических устремлений в рамках рыночной системы производства и распределения. Подобное понимание Р.э.т. Свойственно либеральной хозяйственной этике А. Смита (концепция "невидимой руки"), Ф. Фон Хайека (концепция "расширенного порядка человеческого сотрудничества") и многим др..

Значения в других словарях
Разум

Ум. Способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Стремление понять мир с помощью разума и преобразовать его в соответствии с разумом называют рационализмом. Метафизическим рационализмом является вера в разум, управляющий мировыми событиями. Кант понимает под разумом всю высшую способность познания. ..

Разума Понятия

Трансцендентальные идеи, чистые идеи. Предположение, что предмет этих идей находится вне мышления, является всегда трансцендентным, т.е. Отрицается критикой (Кант).. ..

Райл (Ryle) Гилберт

(1900-1976) - англ. Философ, представитель направлений - философия обыденного языка и философия сознания. Образование получил в Оксфордском ун-те, где затем в 1945-1968 работал проф. С 1947 по 1971 был главным редактором жур. "Mind".В своем развитии Р. Прошел ряд этапов. В его оксфордском курсе философии центральное место занимал Аристотель. Интерес к аристотелевскому логико- философскому наследию, вт.ч. К использованию в нем апелляций к "обычному языку", Р. Сохранил на протяжении всего своего т..

Райх (Reich) Вильгельм

(1897-1957) - австр.-амер. Врач и психолог, фрейдист. Считал, что сексуальность является тем центром, вокруг которого развивается вся общественная жизнь, равно как и внутренняя жизнь индивида. Развил эти взгляды в систему в кн. "Открытие органа" (1927). Так Р. Назвал универсальную космическую жизненную энергию. Любой невроз, по его мнению, сопровождается расстройством в сексуальной сфере. Р. Перенес центр тяжести с прошлого пациента на его настоящее, воскресив фрейдовское понятие актуального нев..

Дополнительный поиск Разумного Эгоизма Теория Разумного Эгоизма Теория

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Разумного Эгоизма Теория" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Разумного Эгоизма Теория, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 24 символа