Рационализирование

406

(от лат. Ratio - разум), или рационализация, - истолкование предметов, свойств и отношений реального мира в терминах некоторой теоретической системы, набрасывание на предметный мир сети понятий теории. Р. Представляет собой движение от теоретического мира к предметному, теоретизацию последнего. Обратное движение от предметного мира к теоретическому, наделение теории предметным содержанием обычно называется обоснованием. Оба движения - от теории к реальному и от реальности к теории - тесно взаимосвязаны. О Р. Можно говорить, если мир, задаваемый теорией, берется как более фундаментальный, ясный и т.п., чем описываемый ею фрагмент реального мира. Обоснование имеет место, когда в качестве первичного и более фундаментального принимается предметный мир.Напр., перед средневековой культурой стояла двуединая задача Р.

И обоснования религиозного учения. Его понимание могло быть достигнуто путем постижения предметного мира, связывания недоступного самого по себе умозрительного, небесного мира с реальным, земным. С др. Стороны, сам предметный мир становился понятным и обжитым в той мере, в какой на него распространялась сеть понятий и отношений умозрительного мира. Укоренение религии являлось постижением предметного мира и его религиозным Р. Постижение мира означало набрасывание на него сети отношений, постулируемых религией. Средневековой церкви предстояло, писал Л.П. Карсавин, "развивая свою "небесную жизнь" в высших сферах религиозности, нисходить в мир и преображать его в Град Божий, живя "земной жизнью". Поэтому в церкви одновременно должны были обнаруживаться два видимо противоположных движения, лишь на мгновение раскрывающих свое единство.

Движение от мира к небу и движение от неба к миру". Движение к миру означало восприятие его культуры, частью внешнее освоение, т.е. Обмирщение и возможность падений с высот "небесной жизни". Движение к небу, наиболее энергично выражавшееся в религиозном умозрении и мистике, грозило устранением от всего мирского, вело к аскетизму и пренебрежению земными целями. Обоснование религии и Р. С ее помощью мира были необходимы для жизненности друг друга, они, переплетаясь, создавали одно неразложимое в своих проявлениях противоречивое целое. Особенно наглядно это выразилось в средневековом искусстве. Оно аскетично и всецело наполнено "неземным содержанием", но не настолько, чтобы совершенно оторваться от земли и человека, пребывающего, хотя и временно, на ней.Угроза "приземления небесного", постоянно витавшая над средневековой культурой, реализовалась только на рубеже средних веков и Нового времени.

В этот период Р. Земного мира получило явный приоритет над обоснованием религии, в результате чего божественные предметы оказались приземленными, нередко сниженными до вполне житейских и будничных, а человеческое начало приобретать черты возвышенно- божественного. "...Небесный мир как бы сдвинулся с места и устремился в здешний, земной, пронизывая его собою" (В.В. Лазарев).В современной науке, конструирующей высоко абстрактные теоретические миры и устанавливающей сложные их связи с предметным миром, процессы обоснования (движения от предметного мира к теоретическому) и Р. (обратного движения от теоретического мира к предметному) переплетены очень тесно. В философии науки внимание уделяется, однако, только процедурам обоснования, что чревато опасностью объективизма и возникновением иллюзии полной понятности мира на основе существующих теорий.

Сходная ситуация существовала в естествознании в кон. 19 в., когда казалось, что его развитие завершено и никаких крупных открытий ожидать уже не приходится.Карсавин Л. П. Культура средних веков. Общий очерк. Пг., 1918. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987. Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998. Стёпин B.C. Теоретическое знание. Структура и историческая эволюция. М., 2000.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Рационализации Процесс

Последовательное преодоление стихий природы, культуры и человеческой души (психики) и замена их логически упорядоченными системами практик, следующих принципу эффективности. Первоначальными источниками рационалистической мотивации были, судя по всему, страх перед безднами хаоса и стремление отвоевать у него пространство упорядоченности и предсказуемости. Пафосу Р.п. Нет места в космоцентричных культурах, прямо соотносящих бытие человека с естественными космическими гармониями. Только с возоблада..

Рационализирована

(от лат. Ratio – разум) – разумное формирование в соответствии с научными принципами. Распределение всего имеющегося в распоряжении в соответствии с разумными рационами. Рационализировать во всех областях человеческой деятельности является постоянным стремлением, однако иррациональность человеческой жизни постоянно служит ему препятствием.. ..

Рационализм

(лат. Ratio — разум) — 1) в широком смысле слова — определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети — середины 19 в. Со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. Концентрированным выражением подобного рода презумпций стал сакраме..

Рациональная Психология

Термин, введенный Христианом Вольфом, для обозначения науки о душе, оперирующей, в отличие от эмпирической психологии, понятиями чисто душевных процессов и взаимосвязей. У Канта в «Критике рационального разума» рациональная психология наряду с онтологией, рациональной физикой и рациональной теологией выступает как один из четырех осн. Разделов метафизики.. ..

Дополнительный поиск Рационализирование Рационализирование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рационализирование" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рационализирование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа