Рефлексия
— тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. Является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. Выступала предметом обсуждения уже в античной философии. Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. Как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии Средневековья Р. Трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. Придается статус основного методологического принципа философии.
В этом контексте Р. Предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. К саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. Как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. Связывается с именем Локка. Р. Как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта.
Логическая Р. Связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. Как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. Продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. В "трансцендентальном единстве апперцепции". "Я мыслю". Кант писал. "Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них. Она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..." В философии Гегеля Р.
Представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. Представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р. Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. Становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. При этом, согласно Гегелю, философия, не подменяя "биения жизни", в состоянии "подмять" последнее под себя. В ипостаси Р. Философия означает "сокращение непосредственного" и перспективу его трансформации на иных, не непосредственных, не стихийных основаниях. "Рефлексия означает, собственно, сокращение непосредственного". Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта.
Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19—20 в. Знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. Были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. — процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. — не только знание и понимание субъектом (социальным актером) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция "отраженного", или "зеркального", Я), способность мысленного восприятия позиции "другого" и его точки зрения на предмет Р. (феноменологическая социология, этнометодология и др.).
В этом смысле Р. — процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом "зеркала" (т.е. Сознания субъектов) могут быть и "кривыми", т.е. Неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. И точку зрения "Другого" на этот предмет. Особозначимым для неклассической философии выступает тот тезис, что Р. Есть "не только всматривание внутрь себя, погружение в себя и свои образы, она также интенция, проекция "Я". Как если бы дерево, например, существовало само по себе, а его образ был бы во мне, как в ящике, в который через отверстие в крышке пытается проникнуть взгляд наблюдателя. Осознавать это дерево — значит быть с ним заодно, среди его ветвей и листьев.
Как сказали бы индусы, а с ними и романтики, это значит быть этим деревом, испытывать вместе с ним сладостное весеннее пробуждение, расти вместе с ним, раскрываться вместе с его почками, оставаясь при этом самим собой, отличным от него. Внутреннее сознание — не лежбище, где личность обрастает мхом. Оно как свет во Вселенной. Его не видно, но лучи его проникают повсюду" (Мунье). (См. Также Самосознание, Другой.) A.A. Грицанов, В.Л. Абушенко.
Дополнительный поиск Рефлексия
На нашем сайте Вы найдете значение "Рефлексия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рефлексия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 9 символа