Сервет (Servet) Мигель
(1511-1553) - исп. Теолог, естествоиспытатель, врач. Учился в ун-тах Сарагосы, Тулузы, Парижа, изучал библейские языки, математику, философию, теологию, право, медицину, жил в Германии, Италии, Швейцарии. С. Был сторонником т.н. Христоцентрического пантеизма, включавшего элементы неоплатонизма, астрологии, каббалы, однако настаивал на том, что естественная философия должна исходить из эмпирических исследований. Первым в истории медицины описал малый круг кровообращения. В 1531 опубликовал кн. "Об ошибках Троицы", а спустя год в ответ на критику - "О Троице", в которых решительно отвергал представление о троичности Бога. В 1538 издал труд по астрологии, в котором защищал ее, ссылаясь на "божественного Платона". Будучи практикующим врачом в Вене, С.
Вступил в переписку с Ж. Кальвином и написал "Восстановление христианства" (1553), бросившее вызов авторитету "женевского папы". По доносу Кальвина С. Был осужден фр. Инквизицией в Лионе, а впоследствии женевской консисторией и в 1553 публично сожжен на костре.С. Был последовательным защитником антитринитаризма. Единственным Богом, ипостасью он объявляет Бога-Отца, или Иегову, который вечен и является сущностью всего, источником бытия всех вещей. Что же касается Святого Духа и Бога-Сына (Слова) - это не личности, не ипостаси, а формы, образы обнаружения Бога-Отца, пронизывающие весь материальный мир. Перед воплощением Слово было Элогимом, или "несотворенным светом". С. Называет его также "Христом". В отличие от него Иисус - это земной сын Бога в прямом физическом смысле, которого Мария родила от Христа, и он не является бессмертным.
Превращение "несотворенного света" во "второго Адама" ("Иисуса") С. Рассматривает как универсальный космический процесс, в ходе которого свет пронизывает материю, создавая минералы, растения, животных и другие сотворенные вещи.С. Утверждал неделимое единство духа и материи, рассматривая возникающие в природе вещи и предметы как результатразличных видоизменений элементов. "Даже сокровища естественных наук таятся в Христе", - подчеркивал он, выступая за свободное исследование законов природы. С. Отвергал догматов абсолютном предопределении и настаивал на свободной воле человека как непременном условии получения спасения. Он во многом разделял взгляды анабаптистов, в частности придавал особое значение "освящению", которое интерпретировал как сознательное крещение верующих в 30-летнем возрасте.
С. Резко осуждал католическую и ортодоксальную протестантскую церкви за применение насилия, отстаивая принципы гуманизма и веротерпимости. "Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом того, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения". С. - один из наиболее талантливых и мужественных противников церковного догматизма.Будрин Е.А. Мигель Сервет и его время. Казань, 1878. Михайловский В. Сервет и Кальвин. М., 1883. Цвейг С. Совесть против насилия, Кастеллио против Кальвина. М., 1986.СЁРЛ (Searle) Джон (р. 1932) - амер. Философ, представитель аналитической философии. С 1959 преподает в Калифорнийском ун-те в г. Беркли. Испытав влияние идей лингвистической философии Дж.
Остина, он развил и усовершенствовал их в кн. "Речевые акты" (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие "иллокутивная цель". Языковое значение, согласно С. Присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного "речевого акта" в процессе межличностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории речевых актов С. Шло в направлении, во- первых, разработки формального аппарата "иллокутивной логики", а во-вторых, сближения самого понятия речевого акта с понятием интенциональности. Философию языка С. Рассматривает как ветвь философии сознания. Способность речевых актов представлять объекты и положение дел в мире - продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру.В философии сознания С.
Выступает как критик теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания. Оно - гибкая способность организма, основа творческого поведения. В ходе эволюционного отбора сознание создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания - онтологическая, а не эпистемологическая категория. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель, характерная для наблюдения в объективном мире. Здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи.
Интроспекция собственного ментального состояния, полагает С. Сама и является этим состоянием. К числу главных свойств сознания он относит интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Он критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В своих публицистических работах С. Обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования.Метафора // Теория метафоры.
М., 1990. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993. № 4. Рациональность и реализм. Что поставлено на карту // Путь. 1994. № 6. Современная философия в Соединенных Штатах // Путь. 1995. № 8. Expression and Meaning. Cambridge, 1979. Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge, 1983. The Rediscovery of the Mind. Cambridge (Mass), 1992..
Дополнительный поиск Сервет (Servet) Мигель
На нашем сайте Вы найдете значение "Сервет (Servet) Мигель" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сервет (Servet) Мигель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 22 символа