Счастье

390

Понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни. Общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры С. Многоаспектно. Пол. Исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия С. 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везение. Первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над др. Смыслами, что отразилось в этимологии слова (пра-славянское cъcestъje расшифровывается как сложенное из др.-инд. Su (хороший) и "часть", что означало "хороший удел", по др. Версии "совместная часть, доля". Др.-греч. Eudaimonia букв. Означало покровительство доброго гения). 2) состояние интенсивной радости.

3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни. 4) чувство удовлетворения жизнью.Философско-этический анализ С. Начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов. А) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности, и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в С. Что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием С. Формировались человеческие представления о добродетели и их философско-этическое осмысление. В ходе поиска ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его С. Было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.Соотношение добродетели и С.

Точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих С. Стало центральной проблемой этики. Различные ее решения в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к С. Которое выступает в качестве цели. С. Отождествляемое в одном случае с наслаждением (гедонизм), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий, безболием тела и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской, или собственно эвдемонистической.Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает С.

Как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека независимо от его индивидуальной эмпирической судьбы, конкретных обстоятельств жизни совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью. Т.к. Считалось, что индивид через разум связан с космосом в целом, то нравственное совершенство само по себе оказывается С. Согласно такому пониманию человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и вполне может быть названа его именем - аристотелевской (часто ее также именуют эвдемонистической), в Новое время наиболее ярко представлена Г.В.Ф.

Гегелем. По этой традиции, нравственные добродетели - есть и путь к С. И самый существенный его элемент. Аристотелизм трактует С. Как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему С. С конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории С. Существенными при этом являются вопросы о С. Индивида и С. Общества (гос-ва), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях С. С. - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

Понятием "С." в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это - удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости.В философско-этическом анализе С. Наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели еще два. 1) относится ли С. К сфере целей или оно является сверхцелью, императивом. 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. С. - цель деятельности. Оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной.

Получается парадоксальная ситуация. С. Нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. - прежде всего речь идет о разграничении С. Человеческого и С. Сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) эвдемонию, которая связана с дианоэтическими добродетелями и представляет собой нечто божественное, и вторую эвдемонию, связанную с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - eudaimonia и makarhiotes, различие между которыми позже приобрело терминологический смысл - "С." и "блаженство". Эпикур говорил, что С. Бывает двух родов. "высочайшим, которое уже нельзя умножить", и другое, которое "допускает и прибавление и убавление наслаждений".

Первое свойственно богам, второе - людям. Это разграничение человеческого С. Получило развитие в религиозно-филос. Учениях, где оно приобрело форму разграничения между земным С. И потусторонним блаженством.С. Заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. Субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах "С." и "несчастье". За субъективным чувством и представлением о С.

Всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое С. И счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании С. Человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и др. Людям. Более того. С. Одних индивидов прямо зависит от С. Других. К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Л. Фейербах говорил, что эвдемонизм становится этическим принципом как желание С. Другому. Это значит. С. Одних индивидов связано со С. Других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем филос. Трактатов о С.И. Кант развел понятия морали (добродетели, долга) и С.

Выдвинув два основных аргумента. А) хотя С. В качестве высшего блага признают все, тем не менее понимают его по-разному, оно предстает как субъективное чувство и не может стать основой общезначимости (всеобщности) как специфического признака нравственности. Б) соединение морали со С. Создает иллюзию, будто добродетельность человека гарантированно дополняется его жизненным благополучием. Позицию Канта нельзя понимать как этическую дискредитацию С. Последнее признается в качестве фокуса всех эмпирических целей человека, императивов благоразумия, имеет иной источник и иную природу, нежели нравственный долг.В современной этике проблематика С. Растворена в разнообразных натуралистических теориях морали, в ней нет акцентированных эвдемонистических моральных учений, проблема С.

Не является центральной в этических дискуссиях, что, видимо, отражает трагизм мироощущения и общественного существования современного человека.Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 1 // Соч. В 4т., Т. 4. М., 1983. Эпикур. Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. X. М., 1986.А.А. Гусейнов.

Значения в других словарях
Счастье

IСча́стье понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. С. Является чувственно-эмоциональной формой Идеала. Понятие С. Не просто характеризует определённое конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является дл..

Счастье

СЧАСТЬЕ - город (с 1963) на Украине, Луганская обл., на р. Северский Донец, близ ж.-д. Ст. Огородный. 13,6 тыс. Жителей (1991). ГРЭС.. ..

Счастье

Благополучие, удачная участь, доля, судьба. Благоденствие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревоги. Покой и довольство, все желанное, все то, что покоит и доволит человека, по убеждениям, вкусам и привычкам его (В.И. Даль).Счастье человеку дается от Бога и обязывает душу человеческую благодарить Его. «Счастлив твой Бог, — говорит русский человек. — Счастлив, что Бог тебя любит. Не родись красивым, а родись счастливым». «Вся жизнь человеческая, — говорил К.П. Победоносц..

Счастье

Заколодило счастье. Разг. Кому-л. Нет счастья, не везёт. БМС 1998, 560.. ..

Счастье

Счастье есть удовольствие без раскаяния. Лев Толстой Счастье есть идеал не разума, а воображения. Иммануил Кант Быть счастливым — это значит внушать другим зависть. А ведь всегда есть человек, который нам завидует. Главное, узнать, кто он. Жюль Ренар Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти. Солон Счастье — это хорошее здоровье и плохая память. Альберт Швейцер Счастье есть воображаемое состояние, которое прежде приписывалось предкам. Теперь же взрослые обычно приписывают его детям, а д..

Счастье

• абсолютное счастье. ..

Счастье

Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай.. ..

Счастье

О продолжительности, прочности счастья. О неожиданном, неизведанном и т. П. Счастье. Беглое (устар.), бесконечное, близкое, быстрое, быстролетное (устар. Поэт.), быстротекущее (устар. Поэт.), быстротечное (устар.), вечное, далекое, длительное, долговечное, долговременное, долгое, долгожданное, забытое, загадочное, зыбкое, изменчивое, капризное, коловратное (устар.), короткое, кратковременное, краткое, крепкое, мгновенное, мимолетное, многолетнее, надежное, неведомое, невозможное, негаданное (раз..

Счастье

Состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.. ..

Счастье

(со-частье, доля, пай) ср. Рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье. В чужое счастье не заедешь. | Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, счасть, счастки ж. Мн. Сев. Вост. Зап. И счаски, пск. Счас. Кому счастье (кто счастлив) в игре, тому несчастье (тот несчастлив) в женитьбе. Эко счастье. Два гриба на ложку, третий к стеблу пристал. Кому счастье, кому ненастье. От своих счасток не отказы..

Счастье

1. Ср.1) Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.2) а) Успех, удача.б) Счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств.2. Предикатив1) О состоянии, когда очень хорошо.2) О везении, удаче, сопутствующих кому-л.. ..

Счастье

СЧА́СТЬЕ -я. Ср.. ..

Счастье

-я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. Сози-дания. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача. Во всём с. Кому^н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (поел.). * К счастью или по счастью, вводи, ел. — выражает удовлетворение по поводу чего-н. На счастье — 1) вводи, ел., то же, что к счастью. На моё счастье, всё кончилось благополучно. 2) чтобы была удача. Дай руку на счастье. Твоё (моё, его и т. Д.) счастье, что. (разг.) — тебе (мне, ему и т. Д.) повезло,..

Счастье

Счастья, мн. Нет, ср. 1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. И стала с счастием народа цвесть радость в селах и градах. Рылеев . Свободу дайте мне, - найду я счастье сам. Братнскй. Пел он воплощение счастья народного. Некрасов . Вопрос о личном счастье не прост. Маяковский . - Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Пушкин . Счастьем своим бабьим похваляется. Чехов . Мурашкина просияла от счастья. Чехов . Жить в счастье. Ты..

Счастье

К счастью, на счастье и по счастью (вводные слова). К счастию, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (Лермонтов). На счастье, не пришлось и разворачивать танк. Он и без того смотрел пушкой влево (Леонов). По счастию, союзники не думали о штурме (Станюкович).. ..

Счастье

Общеслав. Суф.-преф. Производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» (см. Сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через «юс» малый). Буквально — «хорошая часть, доля». См. Часть.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Счастье

Сча́стье укр. Ща́стя ср. Р. Цслав. Съчѧстьнъ "причастный", др.-чеш. Ščěstie, чеш. Štěstí "счастье", št᾽аstný "счастливый", слвц. Št᾽аstiе, št᾽аstný, польск. Szczęście. Праслав. *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- . Др.-инд. Su- "хороший" + *čęstь "часть", т. Е. "хороший удел" (Бодуэн де Куртенэ, Stud. Brücknerowi 220 и сл. Гуйер, LF 46, 188 и сл. Френкель, Мél. Реdеrsеn 444. Махек, ZfslPh 7, 378). По мнению Бернекера (1, 155), сча́стье – первонач. "доля, совместное участие" (. Съ). Эта этимо..

Счастье

- см. Удовлетворенность.. ..

Счастье

— понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим положением и бытием, полнотой и осмысленностью жизни.. ..

Счастье

см. ЭВДЕМОНИЗМ.. ..

Схолии

(от лат. Scholion – возникающее из школы) – объяснения. Примечания, в которых даются разъяснения.. ..

Сциентизм

(от лат. Scientia - знание, наука) - термин (употребляемый обычно как негативный), обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре и обществе в целом. Обвинения в С. Часто основываются на узкой, ограниченной концепции науки, якобы недоступной пониманию непосвященных, и противопоставлении ее искусству и др. Формам общественного сознания. Критика С. С т.зр. Философии науки может быть сведена к следующим тезисам.1. Сторонники С. Считают, что для понимания мира, в ..

Счиакка (Sciacca) Микеле Федерико

(род. 12 июля 1908, Джарре, Катания) - итал. Философ, профессор теоретической философии в Генуе. Осн. Произв. «Il Secolo XX», 1947. «Filosofia е metafisica», 1950. «La Filosofia oggi», 1953. «L'Ora di Christo», 1954. «Alto ed Essere», 1956.. ..

Сы Шу

("Четыре книги", "Четверокнижие") - свод конфуцианских канонических произведений, сформированный при непосредственном участии основоположника неоконфуцианства Чжу Си (1130-1200) в период правления династии Сун (960-1279). Свод включает четыре книги. "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), "Да сюэ" ("Великое учение"), "Чжун юн" ("Следование середине"), "Мэн-цзы" ("Книга [философа] Мэн [Кэ]"). Вместе с "У цзин" ("Пять канонов") образует свод "Сы шу У цзин" ("Четыре книги [и] Пять канонов"). "С.ш." вошел ..

Счастье

"Это не особое измерение, а производная". "Счастье, стоящее трудов, не есть целое, а лишь часть чего-то, что само по себе счастьем не является и быть им не может", (С.Лем).. ..

Дополнительный поиск Счастье Счастье

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Счастье" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Счастье, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа