Тиллих (Тillich) Пауль
(1886-1965) - один из ведущих представителей диалектической теологии, философ культуры. Изучал философию и богословие в ун- тах Берлина, Тюбингена, Галле (1905-1912). Служил капелланом в действующей армии, преподавал в ун-тах Германии (1929-1933). За выступления против нацизма был отстранен от должности проф. И вынужден эмигрировать в США, где работал в Нью-Йорке (Union Theological Seminary, 1933-1955), в Гарвардском (1955-1962) и Чикагском (1962-1965) ун-тах.Т. Стремится переосмыслить традиционное лютеранство с учетом достижений современной культуры. Сегодня, по мнению Т., наступил поворотный момент истории (кайрос), когда Бытие (Бог) открывается человеку, и его религиозный опыт четко выявляется как основа, субстанция культуры, без такой основы культура лишается конечного (ultimate) смысла.
Истинный "протестантский принцип" (так Т. Обычно называл свой подход) не сводится к традиционному вопросу о том, как и почему грешник может быть оправдан Создателем. Он должен затрагивать всю реальную ситуацию существования и интеллектуальную жизнь человека. Подлинное богословие - это "богословие ответа", постоянный диалог, соотносящий вопросы, которые ставит современная ситуация, и ответы, заключающиеся в вечной христианской Вести.Во взглядах Т. Прослеживается сильное влияние психоанализа и экзистенциализма (в первую очередь С. Кьеркегора), и он подробно рассматривает три, по его мнению, главные "фобии" человека. Неизбежность смерти, бессмысленность существования и неискупленная вина. Его интересуют онтологические характеристики такого состояния, которое он объясняет как реакцию на угрозу со стороны небытия, избавиться от которой греховный человек сам не способен.
Грех - это не просто нарушение к.-л. Внешних законов или заповедей, но результат отчуждения человеческого существования от своей подлинной сущности, от основы бытия, от Создателя. Если, однако, человек признает свою полную беспомощность и безнадежность и обратится к Христу, к Новому Бытию, отчужденность может быть преодолена, и возникнет надежда на спасение.Для Т. Неприемлемо представление о Боге как высшем антропоморфном существе, восседающем на небесах. Отрицание такого образа атеистами, полагает он, вполне обоснованно. Бог не "сверху", а "снизу". Это "бесконечная и неисчерпаемая глубина, Основа нашего бытия". Он принадлежит к тому, что составляет Предельную заботу, но в отличие от сугубо житейских забот, направленных на конечные (finite) объекты и являющихся идолопоклонством, Бог олицетворяет Безусловную заботу, без которой невозможно существование человека как духовного существа.
Можно отрицать популярные доказательства существования Творца, но если вы знаете, что Бог - это глубина, Основа, то вы уже знаете о Нем немало и уже не вправе называться атеистом. Интеллектуальные усилия человека неспособны привести к Основе. Поскольку же в состоянии разрыва с Богом и отчаяния может появиться парадоксальный опыт Его присутствия, то правомерно утверждать. Нет истины без сомнения и сомнения без истины. Если, однако, милосердный Бог принимает греховного человека, то Он, по Т., принимает и человека сомневающегося в Его существовании.Гармоническое соединение понимания священного в религиозной традиции с новыми условиями существования внешних норм и внутренней свободы составляет центральную проблему "протестантского принципа" Т.
Необходим, подчеркивает он, постоянный диалог христианства с культурой, в котором церковь должна стремиться не к реанимации собственных "культурных рудиментов", а к выявлению во всех формах наличной культуры ее конечного смысла, ее действительного отношения к Безусловному. "Историческое Откровение - это Откровение не в истории, но откровение через историю". Культура, обособленная от религии, теряет свой конечный смысл и освобождает простор для деструктивного, демонического начала. Необходимо преодолеть трагическое взаимное отчуждение сакрального и светского, выявить их глубинное единство. Религия - не просто одна из форм культуры, но ее субстанция, а культура - это форма религии. Подлинная гармония может достигаться лишь по мере создания "теономной культуры", преодолевающей утвердившееся противоречие между культурой и церковью через приобщение к Безусловному, хотя этот процесс не может быть полностью завершен в границах истории.
Величественная "систематическая теология" Т., органически сочетающая онтологический и антропологический подходы, оказала сильное воздействие на последующее развитие богословия и философии культуры.Теология культуры. М., 1995. Систематическое богословие. Т. 1,2.4. 1,2иЗ. СПб., 1998. Лезов С.В. Теология культуры Пауля Тиллиха // Тиллих П. Теология культуры. М., 1997.Л. И. Митрохин.
Дополнительный поиск Тиллих (Тillich) Пауль
На нашем сайте Вы найдете значение "Тиллих (Тillich) Пауль" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тиллих (Тillich) Пауль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 22 символа