Толкин (Тholkien) Джон Рональд Руэл

146

(1892-1973) - английский писатель, литературовед и медиевист, чьи произведения имеют выраженную мифо-философскую размерность. Родился в Оранжевой Республике (Южная Африка), с 1896 - в Англии. В 4 года лишился отца, в 12 - матери. Окончил школу имени короля Эдуарда и Оксфорд. Участвовал в 1-й Мировой войне в звании лейтенанта. Профессор Оксфордского университета. Т. Написаны работы по лигви-стике, фольклору и мифологии, романы, эссе и литературные произведения малого жанра. Мировую известность Т. Принесла пенталогия о "Средиземье". Волшебная сказка "Хоб-бит, или туда и обратно" (1937), роман "Властелин колец" (1954-1955) и смоделированный Т. Цикл эльфийских преданий "Сильмариллион" (изданный сыном Т. В 1977). Традиционно Т.

Считается одним из родоначальников жанра "фэн-тэзи" (англ. Fantasy - фантазия), - волшебной фантастики.Однако особо бережное использование архаического и средневекового фольклорно-мифологического наследия, глубина синтеза древней и современной литературных традиций, специфический тип мировосприятия, инициируемый чтением произведений Т., дистанцируют его от этого жанра. Сам Т. Определяет жанр произведений о Средиземье как "фэери" (англ. Fairy - волшебный, сказочный). Детальная проработка описания мира "фэери" ("вторичной реальности"), глубинная связь с мифопоэтической традицией дохристианского периода истории Западной и Северной Европы, а также христианской культуры средневековья, сложное органичное сочетание современной экзистенциально-мировоззренческой проблематики с глубоким мифопоэтическим мировосприятием, характерные для фэери, позволяют трактовать этот жанр как особое течение в современной литературе, отличное от исторических, мифологических, сказочных жанров, равно как и от научной фантастики и литературы фэнтези, на которую творчество Т.

Оказало несомненное влияние. Фэери представляет собой адаптацию мифологического типа восприятия к менталитету современного техногенного общества. В отличие от произведений фэнтези, толкинский роман фэери не ограничивается сугубо литературным прочтением, так как имплицитно манифестирует особую мировоззренческую парадигму. Тексты Т. Потенциально допускают возможность их сакральной рецитации, - аналогичной рецитации мифических и эпических текстов. Их прочтение способно инициировать аналог ситуации жизни в мифе (характерной для архаического сознания) у представителей современной техногенной культуры. Эта особенность произведений Т. Обусловила их влияние на молодежное контр-культурное движение Запада. Выражением и следствием мощного мифопоэтического потенциала пенталогии стало интернациональное движение толкинистов.

В произведениях Т. Органично синтезированы гуманистические идеи, выраженные в христианстве, и жизнеутверждающие, гилозоистичные интенции язычества. В них достигнут синтез устной языческой и письменной литературной традиции, получившей развитие в период европейского средневековья и далее, в Новое время. Уже в "Хоббите" волшебная сказка приобретает черты эпоса. Впоследствии черты эпической саги явно прослеживаются в трилогии "Властелин колец", которая являет собой классический образец синтеза эпического и литературного произведений. Легендарный цикл "Сильмариллион", составленый из мифологических и эпических циклов, написанных Т. В разное время, является ярким примером литературного моделирования альтернативной реальности.

Наиболее глубинные мифопоэтические мировоззренческие комплексы инициируются именно прочтением "Силь-мариллиона". Как и "Властелин колец", "Сильмариллион" стимулирует мифопоэтическое мировосприятие у современного читателя, усвоившего рационализированные и квазирациональные, утилитарно-прагматические мировоззренческие схемы, навязываемые техногенной культурой. В "Сильма-риллионе" выдержана характерная черта мифологического мироописания - непротиворечивость. Сюжет о разделении миров - зримого мира человеческого существования и мира, доступного эльфам и высшим существам, предшествовавшим сотворению мироздания - айнурам, прописан Т. Настолько органично, что легко принимается сознанием представителя современной техногенной культуры.

Картина мирового процесса, представленная в трех первых частях цикла. "Айну-линдалэ" (музыка айнуров), Валаквэнта (рассказ о валарах и майрах), "Сильмариллион" (Повесть о Сильмариллях), благодаря сюжету о разделении миров в "Сильмариллионе" и последующих сказаниях "Акаллабет" (Падение Нуменора), в принципе, не входит в противоречие с картиной мира, преобладающей в сознании современного человека, скалькированной с адаптированной научной картины мирового процесса. Помимо этого, в "Сильмариллионе" имплицитно присутствует отсылка к текстам, лежащим в основании западной культуры. Сказание о затонувшей земле Нуменор - родине великого народа людей - воспроизводит, например, сюжет платоновского мифа о гибели Атлантиды.

Однако преемственность не ограничивается сходством сюжетов. Отсыл сказания о Нуменоре к памятникам средиземноморской цивилизации намечается лингвистическими средствами, за счет ассоциаций, провоцируемых прочтением названий, содержащих значимые грамматические корни. Нуменор, стоявший на грани мира людей, в наречии эльфов звучит как Аталан-тэ. В сюжете "Айнулиндалэ", описывающем творение мироздания из музыки, Т. Воспроизводится древнекитайский сюжет о сотворении Поднебесной из музыкальной гармонии, а также аналогичную идею гармонии мировых сфер у пифагорейцев, получившую выражение в символике музыкального ряда (см. Гармония сфер). Вместе с тем, эпизод о диссонансе, внесенном в развитие музыкальной темы мироздания высшим айнуром Мелькором, коррелирует как с ортодоксально христианским и альбигойским мифом о бунте Люцифера, так и с современными теориями о возникновении упорядоченности из хаоса (Пригожин, А.

Стенгерс - "Порядок из хаоса", например). "Сильмариллион" и "Властелин колец" демонстрируют признаки мифологических текстов, аналогичных древнескандинавским сагам цикла "Старшей Эдды" или кельтским преданиям. Однако, в отличие от этих мифологических и эпических памятников, современное протение которых предполагает дистанцирование читателя от текста, произведения Т. Инициируют не просто новое прочтение типичных мифологических сюжетов, но саму способность присутствия в мифе (см. Факт из жизни Т. - распоряжение выбить на общем с женой могильном камне имена героев "Повести о Сильма-риллях" Берена и Лутиен как прецедент жизни в мифе). Эссе "О волшебных историях" и "Лист работы Мелкина" могут быть истолкованы как притчи, посвященные соотношению "вторичной" и первичной реальностей - однако в них отсутствует онтологизирующая установка, позволяющая настаивать на преимуществе какой-либо из возможных интерпретаций.

Тексты рассчитаны скорее на провокацию мышления читателя. Вопрос об онтологическом статусе "вторичного мира" (см. Возможные миры) оставлен принципиально открытым (ср. "Логико-философский трактат" Витгенштейна, ключевым тезисом которого является вывод. "О чем нельзя говорить, о том надлежит молчать"). Способность к жизни в мифе достигается у Т. Не за счет утраты способности повседневного существования в "разволшебствленной", по терминологии М. Вебера, реальности новоевропейской цивилизации. Избегание концептуализации идей, имплицитно присутствующих в названных работах, предохраняет возможные их интерпретации от перерастания, выражаясь термином Лио-тара, в "большую наррацию". Оба варианта мировосприятия сохраняют свою принципиальную возможность (Т.

Моделируется новая версия классической мифологемы мирового древа как параллелизма двух великих деревьев). Наряду с мифо-поэтической, произведения Т. Несут глубокую этико-фило-софскую нагрузку. "Властелин колец" вполне правомерно может быть проинтерпретирован как философская притча о сущности и природе Власти, связанной с нею личной ответственности и способах борьбы со Злом, порожденным осуществлением Власти. Произведения Т. Многократно издавались и переиздавались многомиллионными тиражами, переведены на десятки языков мира. В 1960 в Иллинойском университете (США) филологом Вейт была защищена первая диссертация по Т. Впоследствии романы - летописи Вторичного мира Т. - становятся предметом исследования специалистов-гуманитариев.

Публикуются не только литературоведческие и критические работы, но и различные справочники и энциклопедии по Средиземью. В их числе иллюстрированная энциклопедия "Толкинский бестиарий", "Атлас Средиземья" У. Фостанд, "Путеводитель по Средиземью" Р. Фостера, географический атлас "Путешествия Фродо" Стрейки с выверенным масштабом и нанесенными уровнями высоты и др. Исследованию наследия Т. Посвящены работы многих лингвистов (в частности, труд Д. Аллена "Введение в эльфий-ский и другие языки, включающее в себя правописание имен собственных, грамматику и синтаксис Третьего Века в западных областях Средиземья. По опубликованным работам профессора Толкина", работа В. Флигер "Расщепленный свет. Логос и язык в мире Толкина" и др).

К изучению произведений Т. Обращались структуралисты. Д. Харви ("Песнь Средиземья. Темы, символы и мифы Дж.Р.Р. Толкина"), Р. Хэлмс ("Мир Толкина", "Толкин и сильмарилли") и др. Творчеству Т. Посвящены религоведческие и культурологические исследования. С. Майзел ("Миф, символ и религия в "Повелителе колец"), Дж. Ницше ("Искусство Толкина (английская мифология)"), Р. Ноель ("Мифология Средиземья") и мн. Др. Труды Т. Представляют также интерес для антропологов (например, написана фундаментальная работа К. Рокоу "Погребальные обряды в трилогии Толкина"). Произведения Т. Повлияли на мировоззрение молодого поколения второй половины 1950-х и последующих 1960-х, на развитие молодежного контркультурного движения (наряду с трудами Дж. Керуака, У.

Бероуза, Маркузе). В настоящее время в различных странах мира продолжают существовать группы толки-нистов, в ряде случаев связанные с идеологией "зеленого движения". Т. Стимулировал в современной культуре игровое начало. Его духовное наследие оказывает влияние на социализацию подрастающего поколения, инициируя способность к альтернативным техникам и эстетикам существования (термин Фуко), выходящим за рамки утилитарно-инструментальной западноевропейской цивилизационной и экокультурной парадигмы.А.И. Екадумов.

Значения в других словарях
Толанд (Тoland) Джон

(1670—1722) — английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687—1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691—1692), в Оксфорде (1693—1695). Основные сочинения. "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Серене" (1704), "Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенства" (1712), "Назарянин..

Толерантность

(от лат. Tolerantia – терпение) – 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. Точками зрения и не избегает духовной конкуренции. 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.. ..

Толкование

Объяснение или интерпретация чего-либо прежде неизвестного путем умозрительного анализа сути явления. Толкование, выступающее первоначально как индивидуальное представление, может в процессе дальнейшего познания и понятийно-терминологического языкового оформления стать общераспространенной нормой. Толкование является одним из методов гуманитарных наук, которые, в отличие от каузально-механической методики естественных наук, используют индивидуальный подход в процессе познания смысла и сути вещей..

Толстой Лев Николаевич

(1828-1910) - рус. Писатель, публицист, философ. В 1844- 1847 учился в Казанском ун-те (не окончил). Художественное творчество Т. В значительной своей части философично. Помимо размышлений о сущности жизни и предназначении человека, выраженных в художественной форме, его произведения содержат немало философем - в виде афоризмов, вставных фрагментов. В романе "Война и мир" (1863-1869, 1873) целые главы посвящены проблемам философии истории. С кон. 1870-х - нач. 1880-х гг. Философия и публицистика..

Дополнительный поиск Толкин (Тholkien) Джон Рональд Руэл Толкин (Тholkien) Джон Рональд Руэл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Толкин (Тholkien) Джон Рональд Руэл" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Толкин (Тholkien) Джон Рональд Руэл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 35 символа