Традиции В Науке
Термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта. Интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю социокультурных целостностей.Данное понятие заимствовано философией науки из социологии науки, истории и теории культуры и социальной антропологии. С начала 1960-х гг. Внимание привлекли структурные единицы научного знания, получающие название как собственно "Т." (С. Тулмин, Л. Лаудан, П. Фейерабенд), так и "школ", "парадигм" (Т. Кун), "тем" (Дж. Холтон), "исследовательских программ" (И. Лакатос), "социальной образности" (Д. Блур), "неявного знания" (А/. Полани). Отход от логицистских моделей научной теории проявился в формировании более сложного образа научного знания.
Последний включает не только логико-математический аппарат, набор идеальных объектов и предложения наблюдения, но и научную картину мира, нормы и идеалы научного знания, филос. И общекультурные предпосылки. Такое научное образование обладает высокой степенью автономии и устойчивости логическим парадоксам и эмпирическим опровержениям. Тем самым теория понимается не столько как индивидуальное и законченное изобретение гения, но скорее как целостный способ видения мира, форма научной культуры и идеологии, развиваемая поколениями ученых на основе исторического прототипа.Основания типологии традиций различны. По цели, объему, структуре, предмету, методу, теории, авторитету (консервативные и революционные, локальные и интегральные, исторические и абстрактные и т.д.).
В частности, субстратная и полевая (физика), аналитическая и синтетическая (математика, химия), креационистская и эволюционистская (биология, геология), прецедентные и канонические (право) традиции, аристотелизм и платонизм.В целом специфика Т. В н. Состоит не в привязанности к конкретной предметности, но в способности переходить от одного содержания к др. При сохранении собственной структуры и методологического арсенала. Структуру традиции составляет, если использовать терминологию Лакатоса, жесткое ядро (практические схемы, нормы и идеалы исследовательской деятельности и общения) и защитный пояс (набор частично институциализированных социокультурных конвенций и предпосылок, официальный этос и идеология науки).Т.
В н. Не противоположны развитию, рациональности и рефлексии, хотя и предполагают стремление к сохранению признанных достижений, веру в истинность теоретических постулатов и нередко - игнорирование критики. Наука в целом не может быть понята как традиция, коль скоро в ней важную роль играют не интегрированные в традицию индивиды, от которых она получает как критический, так и позитивный творческие импульсы. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой. Вместе с тем понятие Т. В н. Вносит вклад в теоретическое разрешение методологических дилемм кумулятивизма - несоизмеримости и ин-тернализма - экстернализма, позволяя понять элементы всех оппозиций как моменты развития научного знания и его исторической реконструкции.Касавин И.Т.
Познание в мире традиций. М., 1990. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет. Новосибирск, 1997. Feyerabend P. Problems of Empiricism. Philosophical Papers. Cambridge, 1981. Heisenberg W, Tradition in Science. New York, 1983. Laudun L. Science and Values. Berkeley etc., 1984..
Дополнительный поиск Традиции В Науке
На нашем сайте Вы найдете значение "Традиции В Науке" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Традиции В Науке, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 16 символа