Эрн Владимир Францевич

94

(1882-1917) - русский философ и публицист. Изучал философию в Московском университете, где был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже доцент и профессор этого университета. В 1905 стал одним из руководителей (вместе с В.П. Свенцицким) "Христианского братства борьбы", ориентировавшегося на русский вариант христианского социализма и ставившего задачей подготовку церковной реформы. В 1906 участвует в основании Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, а в 1907 - в создании при нем Вольного богословского факультета. С 1910 входит в редакцию книгоиздательства "Путь". В 1914 защитил магистерскую ("Розмини и его теория знания. Исследования по истории итальянской философии 19 столетия"), а в 1916 - докторскую ("Философия Джоберти") диссертации.

С 1916 - член Московского психологического общества. Круг общения - Флоренский, Вяч. Иванов, Булгаков, А. Белый и др. Своими непосредственными учителями называл С.Н. Трубецкого и Лопатина. Испытал влияние Достоевского и В. Соловьева. Взгляды Э. Во многом формировались через постоянное оппонирование журналу "Логос" (Степун, Гессен, Яковенко), а также в полемике с Франком. Основные сочинения. "Взыскующим Града" (1906, совм. С В.П. Свенцицким). "Социализм и общее мировоззрение" (1907). "Борьба за Логос" (1911). "Меч и крест" (1915). "Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия" (1915). "Верховное постижение Платона. Введение в изучение Платоновых творений" (1917. Первая часть работы о Платоне, не завершенной из-за ранней смерти Э.) и др.

Исходя из позиций онтологизма, Э. Стремился предложить новое понимание философского разума, поставленного под сомнение крушением мифа просветительского рационализма и окончанием "эпохи отвлеченных начал в философии" (Соловьев). Необходимо, считает Э., оправдать "веру отцов". Это требует переформулировки задач самой философии. В ней следует различать "технику" (ориентированность на сравнение, объективность) и "метод", т.е. Способ видения, ее наличные интуиции, придающие ей "коренную субъективность". Это не что иное, как метафизика или определенная система верований. Следовательно, философия принципиально не может быть построена как наука, к чему стремились неокантианцы. Философия должна стремиться не к научности, а к объективности.

Исходя из этих предпосылок, Э. Развертывает тотальную критику новоевропейского самоопределения разума как "рацио", основанного на постулатах Декарта и концептуально закрепленного Кантом, Гегелем и неокантианством. В представления о "рацио" заложена идея рассудочного, проницаемого для самого себя "бестелесного я", трансцендентального субъекта как абсолютной инстанции полагания и видения, остающегося неизменным в процессе познания. Субъект в такой философии неизбежно усреднен и абстрактен, отделен от индивидуальных особенностей живой личности и иных практик, кроме познавательной деятельности. Э. На конкретном историческом и философском материале показывает, что средневековье не знало такого представления о рацио, что последнее гипертрофировано философией Нового времени (исключение сделано для Шеллинга).

Абстрагирование познающего субъекта от "тела" (индивида, социума, космоса) приводит к опредмечиванию бытия в категориях "вещи", превращению его в объект насилия со стороны познающего субъекта. В результате и сам человек теряет свою сущность и опредмечивается. Рационализму Э. Противопоставляет логизм как учение о божественном Логосе - источнике бытия и мышления. Истоки логизма - онтология Парменида и Платона, развитая стоиками и неоплатониками, продолженная отцами и учителями церкви. Наряду с рационализмом Э. Рассматривает еще две черты, свойственные философии Нового времени и приведшие ее к глубочайшему кризису. Это ее "меонизм" или "не сущностность", в силу омертвления Логоса в рацио, выражающаяся в систематической дереализации познавательной деятельности (от берклианства через юмианство к феноменологии).

Ему противостоит онтологизм философии Логоса, понимающий истину не как соответствие порядка идей порядку вещей, а как динамическое осознание субъектом своего бытия-в-Истине. Не философ устанавливает истину, а Логос (Истина) делает возможным философское мышление, давая в себе место самовозрастающей мысли. Философ может лишь свидетельствовать Истине и исповедовать ее. Субъект в логизме противостоит не "вещи", а человеку, осознающему себя в Логосе, преодолевающему разрыв мысли и сущего. Истину (Логос) невозможно принять в себя, но можно и должно жить бытием в Логосе, т.е. Бытием в Истине. Логос - посредствующее в творении личностное начало, форма форм, целокупность смыслов, единство постигающего и постигаемого.

Он дан человеку, его сознанию в трех проявлениях. 1) как космический (через эстетическое переживание в естественных религиях и искусстве), 2) как божественный (в христианстве - подвиге "просветления воли" - как второе Лицо Троицы), 3) как дискурсивно-логический (в философии). Поэтому философия рассудочна (дискурсивна) лишь по форме, по содержанию же она синтетична и призвана приводить к единству теоретической мысли все данные человеческого опыта. Таким образом, логизм строит динамичную теорию познания, в которой ее ступени соответствуют напряжению воли субъекта, степени его устремленности к Истине (лестница Богопознания), и противопоставляет ее традиционной европейской модели. Наконец, еще один коренной порок философии Нового времени, также обусловленный ее акцентом на рацио, - имперсонализм.

Личностное начало для нее не существует, оно иррационально. Рациональное мыслится вне категории личности, господство "вещи" приводит к утрате "свободы". Логизм же, признавая тезис о том, что философское знание возможно лишь как укорененное в трансцендентном божественном Разуме, настаивает на том, что последний одновременно имманентен всему и пронизывает сущее своими творческими энтелехиями-энергиями. В философе философствует нечто сверхличное, но мысль получает свое истинное бытие не от некоей внешней ей данности (как "чистое восприятие" или "факт научного знания"), а в осознании субъектом своей сверх-фактической, сверхпсихологической, сверх-человеческой природы. В логизме "Бог - Личность, Вселенная - Личность, Церковь - Личность, Человек - Личность".

В тайне своего бытия человек постигает модус существования Бога и мира. В европейской культуре противостоят друг другу, согласно Э., не столько Восток и Запад, сколько два различных начала. Объективно-божественный Логос и субъективно-человеческий разум, редуцированный к рассудку. Онтологизм и меонизм. Персонализм и имперсонализм. "органичность", целостность, направленность "внутрь" и "критичность", системность, направленность "во вне". В православии Э. Подчеркиваются прежде всего черты вселенского христианства, а не его специфичность. Отсюда и тезис Э. О "диалектичности" русской философии (в ней встречаются противоположные начала). Суть русской философии трактуется Э. Как логизм под "реактивом" рацио. Этим объясняется интерес Э.

К фигуре Сковороды, в философии которого он не обнаруживает "немецкого влияния", но в то же время находит все три существеннейшие черты русской философии. Это. 1) ее онтологизм (как логическая ориентация на "бытие в Истине", а не на познание истины), 2) ее существенная религиозность (заданная взаимосвязанностью божественного и дискурсивно-логического Логосов), 3) ее персонализм (философ осуществляет "метафизический эксперимент", не только "пишет", но и "переживает"). Отсюда осознание Россией себя "новой Элладой", наследницей антично-христианского логизма".В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Эрн Владимир Францевич

ЭРН Владимир Францевич (1882-1917) - русский религиозный философ. В духе идей восточной патристики, В. С. Соловьева и др. Развил учение о логосе как творческом начале бытия.. ..

Эрн Владимир Францевич

(1882-1917), русский философ. Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 - один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством "Путь" и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации. Магистерская - Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) - Философия Джоберти (1916..

Эристика

(греч. Eristika - искусство спора) - искусство ведения спора. Первоначально Э. Получила распространение в Др. Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. Должна была учить умению убеждать др. В правильности высказываемых взглядов и соответственно умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно Э. Стала пониматься и как умение вести спор, чтобы достигнуть единственной цели - выиграть его любой ценой, совершенно не ..

Эриугена

См. Иоанн Скот Эриугена.. ..

Эрос

(греч. Eros - любовь) - 1) мифологическое олицетворение любви и сексуальности, 2) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения. Как общее эмблематическое обозначение любви Э. Получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. Формирование представлений о существовании неких сил жизни и сексуальности осуществлялось под влиянием соответствующих филосо..

Эрос (Эрот)

Бог половой любви в др.-греч. Мифологии, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник. Половая страсть, глубинное чувство, понимаемая как сила, которая организует праматерию, оказываясь в то же время источником ее развития. "Достойно внимания то обстоятельство, - пишет Р. Крафт-Эбинг в работе "Половая психопатия", - что роль половой жизни встретила крайне ничтожную оценку даже со стороны философов". А. Шопенгауэр в кн. "Мир как воля и представление" удивляется, что любовь служила материалом..

Дополнительный поиск Эрн Владимир Францевич Эрн Владимир Францевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эрн Владимир Францевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эрн Владимир Францевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 22 символа