Эстетическое

156

Наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. На основе предиката "эстетический", активно употреблявшегося со времен И. Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п., т.е. Ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой. В 20 в. Прилагательное субстантивировалось и превратилось в термин для обозначения предмета науки (das Asthetische - в нем. The aecthetis - в англ. L'esthetique - во фр.) - один термин для обозначения эстетики и Э. Чаще всего под Э. Понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием.

На этом основании далеко не всеми исследователями Э. Оценивается однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с кон. 19 в. Отождествляли его с эстетским (как сущностью эстетизма - особого мировоззрения, полагающего Э., художественный опыт в качестве высшей и единственной ценности), а иногда с гедонизмом. Однако к сер. 20 в. В академической эстетике категория Э. Утвердилась в нейтральном смысле. Для обозначения предмета эстетики она, в качестве само собой разумеющегося научного термина, активно употребляется Д. Лукачем, Х.Г. Гадамером, Г. Маркузе, М. Дюфреном, Э. Сурио, А.К. Кумарасвами и многими др. При этом они нередко используют это понятие как в широком, так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествляет Э.

С понятием "эстетическое сознание". Маркузе видит в Э. Один из основополагающих способов жизни "свободного общества" будущего. Дюфрен связывает Э. С "эстетическим опытом". Лукач ставит целью своего исследования "раскрытие своеобразия эстетического", выявление его "объективного характера" и сводит в конечном счете Э. К понятию "эстетическое отражение", которое он объединяет с мимесисом, интерпретируемым в духе "теории отражения". В 1960-е гг. В советской эстетике прошла оживленная дискуссия по проблеме Э., в ходе которой при многих упрощенно вальгаризаторских заключениях было, тем не менее, подтверждено, что эта категория завоевала в науке право на существование в качестве наиболее общей, более широкой, чем прекрасное, категории.

Наиболее емкое определение Э. Дал А.Ф. Лосев. "Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно- исторических отношений".Одной из причин широкого распространения категории Э. Стала почти полная девальвация категории прекрасного, часто отождествлявшейся в классической эстетике с ее предметом или обозначавшей один из сущностных его аспектов. Господство в художественно-эстетической культуре 20 в. Авангарда, модернизма, постмодернизма поставило под вопрос актуальность самой категории прекрасного в эстетике. В среде исследователей достаточно широко утвердилась мысль, сформулированная одним из современных эстетиков. "Наука о прекрасном сегодня невозможна, потому что место прекрасного заняли новые ценности, которые Валери назвал шок-ценностями, - новизна, интенсивность, необычность" (А.

Гианарас, 1974). Составители сб. "Более не изящные искусства" (1968) утверждали, что "в качестве пограничных явлений эстетического" в современном искусстве выступают "абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, непристойное, низменное, омерзительное, отвратительное, отталкивающее, политическое, поучающее, пошлое, скучное, бросающее в дрожь, ужасное, шокирующее".Спонтанно утвердившись в науке, категория Э. Остается одной из наиболее дискуссионных проблем эстетики, ибо предмет самой эстетики также до сих пор остается дискуссионным. В качестве одного из наиболее адекватных смыслов Э. Можно указать на следующий. С помощью этой категории обозначается особый духовно-материальный опыт человека (эстетический опыт), направленный на освоение внешней по отношению к нему реальности, и все поле входящих в него субъект- объектных отношений.

Это неутилитарные взаимоотношения субъекта и объекта, в результате которых субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, достигает катарсиса, блаженного состояния и т.п.). Сам опыт имеет или чисто духовный характер - неутилитарное созерцание объекта, имеющего свое бытие, как правило, вне субъекта созерцания, но в некоторых созерцательно- медитативных практиках (обычно в сфере религиозного опыта) - и внутри субъекта ("интериорная эстетика"). Или - духовно-материальный. В этом случае речь идет о многообразных практиках неутилитарного выражения - в первую очередь о всей сфере искусства, одной из главных причин исторического возникновения которой и явилась необходимость материальной актуализации эстетического опыта.

Но также и о неутилитарных компонентах или, точнее, о неутилитарной ауре, присущей любой творческой деятельности человека во всех сферах жизни. В случае художественно- эстетического выражения духовное созерцание или предшествует, или, чаще всего в художественной практике, протекает синхронно с творческим процессом созидания эстетического объекта или произведения искусства. Состояние, которое переживается субъектом как "духовное наслаждение", является свидетельством реальности контракта субъекта и объекта эстетического отношения, достижения субъектом одной из высших ступеней духовного состояния, когда дух субъекта с помощью эстетического духовно-материального опыта достаточно полно отрешается от утилитарной сферы и воспаряет в пространства чистой духовности, достигает (в акте мгновенного озарения, катарсиса) состояния сущностного слияния с Универсумом и его Первопричиной.

Э., т.о., означает одну из наиболее доступных людям и широко распространенных в культуре систем приобщения человека к духовному путем оптимальной (т.е. Творческой) реализации себя в мире материальном. Более того, Э. Свидетельствует о сущностной целостности Универсума в единстве его духовно-материальных оснований.Остальные эстетические категории являются частными модификациями Э. Возвышенное наиболее непосредственно указывает на контакт человека с несоизмеримыми с ним космическими первоосновами бытия, с "бесформенными" пра-формами как источником любых форм. На потенциальную энергию бытия и жизни, на трансцендентальные предпосылки сознания. Прекрасное свидетельствует о целостном восприятии субъектом онтологической картины бытия в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей.

А безобразное указывает на ту контрпродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто.Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. М., 1979. Вып. 6. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 1-4. М., 1985- 1987. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Groos К. Asthetisch und schon // Philosophische Monatshefte. 1893. № 29. Coomaraswamy A.K. Medieval Aesthetic. Dionysius the Pseodo-Areopagite and Ulrich Engelberti of Strassburg // The Art Bulletin. 1935. Vol. 17. Dufrenne M. Phenomenologie de Гexperience esthetique. Paris, 1953.

Spargo EJ.M. The Category of the Aesthetic in the Philosophy of Saint Bonaventure. St. Bonaventure. New York, 1953. Marcuse H. Triebstruktur und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1957. Dufrenne M. La notion d'"priori". Paris, 1959. Die nicht mehr schone Kunste. Milnchen, 1968. Asthetik heute. Munchen, 1974. Kolloquium "Kunst und Philosphie". Paderborn, 1981. Koppe F. Grundbegriffe der Asthetik. Frankfurt am Main, 1983.В.В. Бычков.

Значения в других словарях
Эстетика Трансцендентальная

– У Канта, если употреблять понятие «эстетика» в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. О чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентальной эстетике относится также и учение о пространстве и времени как априорных формах «чистой» чувственности.. ..

Эстетический

(от греч. Aisthetos – чувственно воспринимаемый) – доступный чувственному созерцанию. Выполненный со вкусом, художественный, относящийся к прекрасному (или его противоположности), имеющий образцом прекрасное.. ..

Эсхатология

(греч. Eschatos - последний, конечный и logos - слово, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную Э., т.е. Учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т.е. Учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. В становлении индивидуальной Э. Особая роль принадлежит Др.Египту, а в становлении всемирной Э. - иудаизму, сосредоточенному на мистическом осмыслении истории как разумного процесса..

Этика

(греч. Ethika. От ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) — 1 ) на уровне самоопределения — теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни. 2) практически — на протяжении всей истории Э. — обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии). Добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. Как те..

Дополнительный поиск Эстетическое Эстетическое

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эстетическое" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эстетическое, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 12 символа