Бестранспортная система разработки
(a. Transportless mining system, direct overcasting system. н. Transport-loses Abbauverfahren, transportloses System. ф. Systeme dexploitation sans transport. и. Explotacion sin transporte) - способ ведения открытых горн. Работ, при к-ром вскрышные породы перемещаются во внутр. Отвал экскаваторами. Применяется, как правило, при разработке горизонтальных и пологих (до 12В°) пластовых (мощностью обычно до 30 м) залежей п. И. Внедрение Б. С. Р. В СССР началось в 1942-45 (Н. В. Мельников, А. С. Чернегов, М. М. Соколовский, А. М. Шарков и др.).Выделяют две разновидности Б. С. Р. Классическую (основную), при к-рой вскрышные и добычные работы технологически, технически и организационно обособлены, и "экскаватор-карьер", где они объединены. В классич.
Б. С. Р. Схемы вскрышных работ делятся на простые и усложнённые. Простые схемы - без перевалки вскрышных пород (без вторичного отвала) применяются на участках и м-ниях с мощностью пустых пород не более 15-30 м, усложнённые - с одной или неск. Перевалками части или всего объёма первичного отвала (со вторичным отвалом) при мощности пустых пород не более 30-40 м. При большей мощности по Б. С. Р. Отрабатывают только нижний (основной) уступ, а верхние (передовые) - с использованием транспортной, транспортно-отвальной или спец. Систем разработки. В усложнённых схемах за счёт перевалки вскрышных пород во вторичный отвал по всему фронту работ освобождается полоса выработанного пространства, на к-рую из последующей вскрышной заходки отсыпается первичный отвал.
Различают усложнённые схемы вскрышных работ с обычным первичным отвалом и предотвалом. В первом случае вскрышные и отвальные работы технологически и технически обособлены, во втором вскрышные работы на нижнем уступе или подуступе и первичная перевалка пустых пород технологически и технически объединены. В СССР разработаны и широко применяются три основные усложнённые схемы вскрышных работ с предотвалом - подмосковная, украинская и райчихинская. В подмосковной схеме поверхность предотвала находится ниже рабочей площадки вскрышного уступа. Высота предотвала равна или меньше высоты подвалки вскрышного уступа. Поверхность первичного отвала - гребенчатой или плоскогребенчатой формы. В украинской схеме поверхность предотвала расположена также ниже рабочей площадки вскрышного уступа.
Высота предотвала в ней больше высоты подвалки вскрышного уступа, поверхность первичного отвала обычно гребенчатой формы. В райчихинской схеме поверхности предотвала и рабочей площадки вскрышного уступа совпадают. Высота предотвала равна высоте подвалки вскрышного уступа, поверхность первичного отвала имеет плоскогребенчатую или плоскую форму. Разновидность этой схемы вскрышных работ - черемховская схема.Схемы вскрышных работ Б. С. Р. Различаются также по виду применяемых экскаваторов и их расположению по высоте рабочей зоны (рис. 1 и рис. 2).Рис. 1. Бестранспортная система разработки с простой схемой вскрышных работ. Рис. 2. Бестранспортная система разработки с обычным вторичным отвалом и усложнённой схемой вскрышных работ, выполняемых шагающими драглайнами (а) и мехлопатой и драглайном (б).
В простых и усложнённых с обычным вторичным отвалом схемах используются мехлопаты и шагающие драглайны, в усложнённых схемах с предотвалом - только драглайны (на карьерах СССР в осн. Применяют Б. С. Р. С шагающими драглайнами). Мехлопаты в схемах вскрышных работ Б. С. Р. Всегда устанавливаются на кровле пласта п. И. (рис. 2, б), драглайны - на ниж. Площадке, промежуточном горизонте и верх. Площадке (рис. 1 и 2, а) разрабатываемого ими уступа. Выемка вскрышных пород двумя уступами производится мехлопатой и драглайном или только драглайнами.Разработка п. И. При классич. Б. С. Р. Производится преим. Одним уступом карьерными экскаваторами в сочетании с ж.-д., автомоб. И конвейерным транспортом, роторными экскаваторами в сочетании с ж.-д. И конвейерным транспортом, драглайнами в сочетании с конвейерным транспортом и одноковшовыми погрузчиками.
П. И. Транспортируется на почве или кровле пласта. В Б. С. Р. "экскаватор-карьер" добычные и вскрышные работы производятся попеременно одним драглайном. Вынутое п. И. Грузится на ж.-д., конвейерный транспорт или складируется на борту карьера в навал, к-рый потом убирается с помощью добычного оборудования или средств гидромеханизации. Вскрышные породы разрабатывают одним уступом без разделения и с разделением его на подуступы.Выделяют 4 осн. Варианта разработки одноковшовыми экскаваторами пустых пород в простых и усложнённых с обычным вторичным отвалом схемах вскрышных работ. Одним уступом без разделения его на подуступы и с разделением. Двумя уступами без разделения и с разделением нижнего на подуступы. Пустые породы в усложнённых схемах вскрышных работ с предотвалом разрабатываются одним уступом с разделением его на подуступы, двумя уступами без разделения и с разделением верх.
Уступа на подуступы. При Б. С. Р. Капитальные траншеи на рабочие вскрышные горизонты не проводятся. Спуск на них экскаваторов и буровых станков, выход экскаваторов и буровых станков на поверхность, доставка материалов и запасных частей, пропуск вспомогат. Оборудования осуществляются по временным съездам, сооружаемым по рабочему борту карьера.Добычные горизонты при классич. Б. С. Р. Вскрываются внеш. Траншеями центрального и флангового заложения с нерабочего борта или в комбинации с передовой разрезной траншеей с рабочего борта, скользящими съездами со стороны нерабочего или рабочего бортов, внеш. Траншеей совместно со скользящими съездами. При Б. С. Р. "экскаватор-карьер" не требуется проведения капитальных выработок на добычный горизонт.Разрабатываемое по Б.
С. Р. Карьерное поле делится на участки, для каждого из к-рых предусматривается наиболее эффективное горн. И трансп. Оборудование. Фронт работ участка по классич. Б. С. Р. Состоит из одного или двух блоков. В первом случае вскрышные и добычные работы в блоке ведутся одновременно, во втором - попеременно. Организация горн. Работ в блоке обусловливается в осн. Заложением капитальных траншей относительно границ блока. Если они предусмотрены на обоих флангах или в центре блока, то его делят на два крыла, что позволяет вести вскрышные и добычные работы попеременно на каждом крыле. В каждом блоке или крыле блока рабочий ход экскаватора может производиться в одном или обоих направлениях (соответственно односторонняя и челноковая организация работ), а вскрышная заходка выниматься за один или два прохода экскаваторов.Б.
С. Р. - наиболее экономичная система при открытом способе разработки п. И. Наибольшее распространение получила на угольных м-ниях. На карьерах угольной пром-сти Б. С. Р. Обеспечивает по сравнению с трансп. Системой разработки снижение трудоёмкости вскрышных работ в 3,8 раза, а затрат на 1 м3 вскрыши в 2,5-3 раза. За рубежом Б. С. Р. Получила наибольшее применение при разработке угольных м-ний США, где её доля во вскрышных работах составляет ок. 75% (1979). Область применения Б. С. Р. В США по типу отрабатываемых м-ний и предельной мощности вскрышных пород аналогична соответств. Области использования Б. С. Р. В СССР. На вскрышных работах при Б. С. Р. В США до 70-х гг. Преим. Использовались мехлопаты с ковшами вместимостью до 153 м3 и длиной стрелы до 70 м.
Ухудшение условий эксплуатации м-ний обусловило увеличение объёмов применения шагающих драглайнов с ковшом вместимостью до 168 м3 и длиной стрелы до 94 м. В США применение Б. С. Р. Считается экономически целесообразным при коэфф. Вскрыши до 25-30 м3/т.Литература. Теория и практика открытых разработок, 2 изд., М., 1979.Э. И. Реентович..
Дополнительный поиск Бестранспортная система разработки
На нашем сайте Вы найдете значение "Бестранспортная система разработки" в словаре Геологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бестранспортная система разработки, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 34 символа