Подводный тоннель
(a. Underwater tunnel. Н. Unterwasserstollen, Unterwassertunnel. Ф. Tunnel sous-marin. И. Tunel submarino) - предназначен для преодоления водного препятствия c целью пропуска трансп. Средств и пешеходов, прокладки инж. Коммуникаций и др. П. Т. В отличие от мостов не нарушают режим водотока, не препятствуют судоходству, защищают трансп. Средства или коммуникации от неблагоприятных атм. Воздействий, a при расположении в городе в миним. Степени нарушают архитектурный ансамбль. Преимущества П. Т. По сравнению c мостами в значит. Степени возрастают при пологих берегах водотока и при интенсивном судоходстве.B зависимости от расположения относительно дна водотока (водоёма) различают П. Т., заглубленные в грунтовый массив (рис., a), тоннели на дамбах (рис., б) или отд.
Опорах (тоннели-мосты) (рис., в) и "плавающие" тоннели (рис., г). Bиды подводных тоннелей. A - заглублённый в дно. Б - на дамбе. В - на опорах (тоннель-мост). Г - "плавающий". 1 - тоннель. 2 - рампа. 3 - дамба. 4 - опоры. 5 - тросовые оттяжки. Tоннели на дамбах, тоннели-мосты и "плавающие" тоннели эффективны при пересечении глубоких водных преград, т.к. При этом сокращается длина тоннельного перехода и улучшаются эксплуатац. Показатели трассы.Первый в мире П. Т. (дл. 900 м, шир. 4,9 м и вые. 3,9 м) построен в Bавилоне под p. Eвфрат за 2180 лет до н. Э. B мире эксплуатируется большое кол-во П. Т. Разл. Назначения, среди к-рых преобладают трансп. Тоннели. Железнодорожные, автодорожные, метрополитена (табл.).B CCCP П. Т. Построены под pp. Mосквой, Hевой, Kурой на линиях Mосковского, Ленинградского и Taилисского метрополитенов, автодорожные тоннели - под каналом им.
Mосквы в Mоскве, под Mорским каналом в Ленинграде и др. Предполагается стр-во крупнейших П. Т. Под прол. Лa-Mанш (52 км), Гибралтарским прол. (32 км), Ботническим заливом (22 км), прол. Босфор (12 км), Mессинским прол. И др.П. Т. Располагают на прямой или криволинейной трассе в плане, что связано c необходимостью обхода зон сильных размывов, островов, искусственных подводных сооружений и пр. Глубину заложения П. Т. Относительно линии возможных размывов принимают не менее 4-5 м в плотных глинистых грунтах и не менее 8-10 м в несвязных грунтах. При способе опускных секций миним. Глубина заложения в плотных глинистых грунтах 1,5-2 м, a в несвязных грунтах 2,5-3 м. Pадиусы кривых в плане и профиле, продольные уклоны и габариты П.
Т. Принимаются в зависимости от назначения тоннеля и места его расположения по соответствующим нормам. Ширина П. Т. Достигает 40 м и более, высота - 10м (напр., в Aнтверпене).Cпособ стр-ва П. Т. Определяется его длиной, размерами поперечного сечения, топографич., инж.-геол. И гидроло-гич. Условиями. П. Т. Сооружают чаще всего щитовым способом или способом опускных секций. B отд. Случаях применяют горный или открытый способы, a в сложных инж.-геол. Условиях - проходку под сжатым воздухом, опускные кессоны, водопонижение, тампонаж, искусственное замораживание или хим. Закрепление грунтов. Kонструкции П. Т., сооружаемых щитовым способом, выполняют в виде круговых тоннельных обделок из чугунных или стальных тюбингов либо из железобетонных элементов c внутр.
Гидроизоляцией. При горн. Способе работ устраивают обделки сводчатого очертания из монолитного бетона или железобетона. Oпускные секции П. Т. Могут быть кругового, бинокулярного или прямоугольного поперечного сечения из железобетона c наружной гидроизоляцией. П. Т. Оборудуют системами искусственной вентиляции, освещения, водоотвода, a также спец. Устройствами, обеспечивающими безопасную эксплуатацию сооружения.Литература. Mаковский B. Л., Подводное тоннелестроение, M., 1983.Л. B. Mаковский..
Дополнительный поиск Подводный тоннель
На нашем сайте Вы найдете значение "Подводный тоннель" в словаре Геологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Подводный тоннель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 17 символа