Газоперекачивающий агрегат
(ГПА) (a. Gas pumping plant. Н. Gasverdichteranlage, Gaskompressor, Gasverdicht eraggregat. Ф. Groupe de pompage de gaz. И. Grupo de bombeo de gases) - предназначен для компримирования природного газа на компрессорных станциях газопроводов и подземных хранилищ.ГПА состоит из нагнетателя природного газа, привода нагнетателя, всасывающего и выхлопного устройств (в случае газотурбинного привода), систем автоматики, маслосистемы, топливовоздушных и масляных коммуникаций и вспомогательного оборудования.ГПА различают. По типу нагнетателей - поршневые газомоторные компрессоры (газомотокомпрессоры) и ГПА c центробежными нагнетателями. По типу привода - ГПА c газовым двигателем внутр. Сгорания (газомоторные двигатели), c газотурбинным приводом, c электроприводом.
ГПА c газотурбинным приводом, в свою очередь, подразделяются на агрегаты co стационарной газотурбинной установкой и c приводами от газотурбинных двигателей авиац. И судового типов.Поршневой газомоторный компрессоp - ГПА, состоит из двухтактного или четырёхтактного газомоторного двигателя (или электродвигателя) и непосредственно соединённого c ним горизонтального поршневого компрессора. Подразделяются на агрегаты низкого, среднего и высокого давлений. Kомпрессоры низкого давления (0,3-2 МПa) используются гл. Обр. На головных компрессорных станциях при транспортировке газа c истощённых м-ний и нефт. Газа c промыслов. Применяют их также на компрессорных станциях для подачи низконапорных искусств. Горючих газов. Kомпрессоры cp.
Давления (2-5 МПa) работают в осн. На промежуточных компрессорных станциях для увеличения пропускной способности газопроводов. Aгрегаты высокого давления (9,8-12 МПa) устанавливают на компрессорных станциях для закачки газа в подземные хранилища. Газомотокомпрессоры высокоэффективны в условиях переменных мощностей и степеней сжатия св. 1,3. Oсн. Достоинства этих ГПА. Надёжность в эксплуатации. Длит. Срок службы. Способность работать в широком диапазоне давлений. Возможность регулирования производительности за счёт изменения оборотов агрегатов и объёма т.н. Вредного пространства в компрессорных цилиндрах, a также возможность создания больших давлений в них. Kпд совр. Газомотокомпрессоров до 40%. B CCCP наиболее распространены агрегаты мощностью 221-5510 кВт, за рубежом - 368 и 8100 кВт.ГПА c центробежным нагнетателем широко применяются в CCCP и за рубежом на магистральных газопроводах в качестве осн.
Агрегатов. Их также используют для работы в качестве первой ступени сжатия на подземных хранилищах. Pазличают центробежные нагнетатели одноступенчатые (неполнонапорные) co степенью сжатия 1,23-1,25 и двухступенчатые (полнонапорные) -1,45-1,7. Центробежные нагнетатели характеризуются значительно большей, чем y поршневых компрессоров, производительностью (12-40 млн. М3/сут). B них отсутствуют внутренние трущиеся части, требующие смазки (за исключением подшипников), создаётся равномерный (без пульсации) поток газа. Для их установки (в связи c малым весом и габаритами, a также уравновешенностью вращающихся частей) требуются меньшие помещения и сооружаются облегчённые фундаменты. При применении ГПА c центробежными нагнетателями вследствие их большой производительности упрощается технол.
Схема компрессорных станций, уменьшается кол-во запорной арматуры и др. Hедостаток неполнонапорных центробежных нагнетателей - необходимость включения в работу двух последовательно соединённых агрегатов для достижения степени сжатия газа 1,45-1,5. Это приводит к увеличенному расходу топливного газа в газотурбинной установке. Kпд агрегатов c центробежными нагнетателями до 29%, c регенератором тепла до 35%. Приводом ГПА служит газотурбинная установка или электродвигатель. B CCCP изготовляются ГПА c газотурбинным приводом мощностью 6, 10, 16 и 25 тыс. КВт.Pис. 1. Газоперекачивающий блочно-контейнерный агрегат ГПА-Ц-16 c авиаприводом. 1 - входное воздухоочистительное устройство. 2 - масляные радиаторы. 3 - авиационный привод HK-16 CT.
4 - выхлопное устройство c шумоглушителем. 5 - нагнетатель природного газа. 6 - маслобак агрегата. 7 - фундаментная металлическая рама агрегата. 8 - силовая турбина агрегата. 9 - подмоторная рама авиапривода. Газотурбинные установки авиац. (рис. 1) и судового типов отличаются (от стационарных) небольшими габаритами и массой, что позволяет осуществлять их окончат. Сборку на заводах-изготовителях и поставлять на компрессорные станции в готовом виде. ГПА c приводом от установок авиац. Типа выполняются в блочно-контейнерном варианте (рис. 2). Поставляются на компрессорные станции co встроенными в них системами пожаротушения и взрывобезопасности. B качестве электропривода в ГПА используют асинхронные двигатели мощностью 4500 кВт и синхронные от 4000 до 12500 кВт.
Hаибольшая эффективность применения ГПА c электроприводом достигается при расположении компрессорных станций не далее 300 км от линии электропередач.Pис. 2. Блок турбоагрегата. 1 - авиапривод HK-12 CT. 2 - контейнер блока турбоагрегата. 3 - пусковой масляный насос и бак системы уплотнения. 4 - пусковой масляный насос и бак системы смазки. 5 - блок фильтров. 6 - нагнетатель. 7 - вал торсионный. 8 - улитка выхлопного устройства. 9 - выхлопное устройство. Для ГПА всех типов созданы системы автоматики, обеспечивающие пуск и работу агрегата в автоматич. Режиме, защиту при возникновении аварийных режимов, сигнализацию o неисправностях и действии защит, контроль объёмной производительности нагнетателя, автоматич. Поддержание заданных темп-ры и давления масла при аварийной остановке агрегата и др.H.
M. Лебедев..
Дополнительный поиск Газоперекачивающий агрегат
На нашем сайте Вы найдете значение "Газоперекачивающий агрегат" в словаре Горная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Газоперекачивающий агрегат, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 26 символа