Драга

113

(от англ. Drag * a. Dredge. Н. Schwimmbagger. Ф. Drague, noria de reprise. И. Draga) - плавучий горно-обогатит. Комплекс для разработки обводнённых м-ний полезных ископаемых (преим. Россыпных). Д. Оснащена рабочим органом для добычи продуктивных пород из-под воды, промывочно-обогатит. Агрегатами для их обогащения, извлечения ценных минералов и транспортно-отвальным оборудованием для укладки пустых пород (хвостов промывки) в отвал. Использование Д. Для добычи золота (одночерпаковой рычажно-ковшевого типа) впервые начато в 1863 в Новой Зеландии. В 1882 построена первая двухстреловая (типа механич. Лопаты) Д., в 1895 - многочерпаковая электрическая 150-литровая (с бесконечной цепью) Д. Первая Д. Со сплошной черпаковой цепью, возможностью канатно-свайного маневрирования и централизов.

Системой управления (Д. Калифорнийского типа) - прототип совр. Многочерпаковых Д. - выпущена в 1899 амер. Фирмой "Bucyrus-Erie Со". Наибольшее развитие драгостроение получило в 30-40-е гг. 20 в. (действующий дражный флот капиталистич. Стран включал ок. 400 Д.).В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Нидерландах золотопромышленником П. П. Гудковым землечерпалки, сооружена в 1893 на сибирском прииске "Рождественский" в долине р. Кудача. С 1900 Невьянский з-д на Урале приступил к выпуску отечеств. Д. (первая - на деревянном понтоне с черпаками вместимостью 113 л наз. "Пётр Яковлев"), с 1903 - Путиловский з-д, Д. К-рого (с черпаками 100 и 150 л) превосходили как отечественные, так и зарубежные образцы.

Пионер советского драгостроения - з-д "Красный путиловец" (г. Ленинград) в 1926-30 изготовил 20 электрич. Д. С черпаками 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт этого оборудования. Наибольшего развития драгостроение в СССР получило со 2-й пол. 40-х гг. В 1951 созданы первые отечеств. Алмазодобывающие Д., а затем Д. Для разработки титансодержащих и редкометалльных россыпей. Совр. Д. Подразделяются на два класса - континентальные и морские. Состоят они из плавающего судна, на к-ром размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройство, обогатит. Оборудование и др. Континентальные Д. Предназначены для разработки материковых россыпей, обычно приуроченных к зоне распространения современных либо древних (погребённых) речных систем.

Эти Д. Монтируются, как правило, на плоскодонном судне (понтоне). Морские Д. Используются для разработки россыпных (рыхлых осадочных) м-ний, залегающих в прибрежной или глубинной зоне акваторий морей и крупных озёр. Они обычно монтируются на килевых (реже плоскодонных) самоходных либо буксируемых судах. В отличие от континентальных Д. У морских отсутствуют отвалообразователь (стакер) и сваи. Д. Обоих классов оснащают стационарным промывочно-обогатит. Оборудованием (наиболее распространённый вариант), смонтированным непосредственно на судне (рис. 1), или эксплуатируют их в комплексе с обособленной береговой либо плавающей обогатит. Установкой. Рис. 1. Типовая технологическая схема обогащения золотоносных песков на драге. 1 - заволочный люк.

2 - колосниковый грохот. 3 - барабанный грохот. 4 - шлюз уловителя. 5 - барабанный грохот-бочка. 6 - распределитель. 7 - галечный лоток. 8 - транспортёр стакера. 8, 9 - шлюз с подвижным резиновым покрытием. 10 - хвостовая колода. 11-12 - самородкоулавливающий шлюз. 13 - шлюз для улавливания крупного золота. 14 - классификатор. 15 - грохот. 16 - контрольный шлюз. 17 - зумпф пескового насоса. 18 - песковой насос. 19 - бункер концентрационного стола. 20 - концентрационный стол. 21 - элеватор. 22 - шаровая мельница. 23 - амальгаматор непрерывного действия. 24 - шлюз амальгамационный.Классифицируют Д. Также по роду энергии приводных механизмов - электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые. По способу передвижения (маневрирования) в забое - канатные, канатно-свайные, канатно-якорные.

По возможной глубине выемки пород ниже уровня воды - мелкого черпания (до 6 м), ср. Глубины черпания (до 15 м), глубокого черпания (до 50 м) и сверхглубокого черпания. По роду драгирующего агрегата - черпаковые с жёсткой рамой (одночерпаковые типа мехлопаты, многочерпаковые роторные и шарнирно-цепные со сплошной и прерывистой черпаковой цепью), черпаковые канатные (одночерпаковые с грейферным или драглайновым ковшом, многочерпаковые канатно-цепные), гидро- и пневмовсасывающие (землесосные, землесосные с механич. Или гидравлич. Разрыхлителем, эжекторные, эрлифтные, землесосные с погружными насосами). Рациональная область применения Д. Разл. Типов (по макс. Глубине выемки продуктивных пород ниже уровня воды). Для многочерпаковых роторных и жёсткорамных со сплошной и прерывистой цепью черпаков - 50 м.

Землесосных с механич. Или гидравлич. Разрыхлителем - 80 м. Эрлифтных (пневмовсасывающих) - 200 м. Грейферных - 250 м. Драглайновых и многочерпаковых канатно-цепных - 1500 м. Эжекторных (гидровсасывающих) и землесосных с многоступенчатым подъёмом погружными насосами - 4600 м. Рис. 2. Общий вид электрической драги модели 250Д (250 л). 1 - понтон. 2, 3 - соответственно передняя и задняя мачты. 4 - надстройка. 5 - драгерское помещение. 6 - черпаковая рама. 7 - подвес черпаковой рамы. 8 - черпаковая цепь. 9 - нижний черпаковый барабан. 10, 11 - соответственно ведущие ролики носовых (12) и кормовых (13) маневровых канатов. 14 - свая. 15 - отвалообразователь (стакер). 16 - хвостовые колоды. 17 - береговой мостик (трап). 18 - силовой (береговой) кабель.

19 - консоль для подвески силового кабеля. 20 - мостовой кран. 21 - вспомогательный кран на передней мачте.В нач. 80-х гг. Наибольшее применение в СССР и за рубежом получили электрич. И дизель-электрич. Многочерпаковые Д. С жёсткой рамой и черпаками вместимостью 50-700 л (рис. 2), эксплуатируемые на прибрежно-морских и континентальных россыпях золота, платины, олова, редких металлов и алмазов с глубиной залегания до 50 м ниже уровня воды Модели отечеств. Д. 80Д, 150Д, 250Д, 600Д, ОМ-431 и др. (номинальная вместимость черпаков 80-600 л). Ср часовая производит. Д. 100-550 м3.Развитие драгостроения идёт по пути макс. Унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизир.

Управления, контроля и дистанционного надзора за технол. Процессами и др. Д., применяемые за рубежом, по своим конструкциям аналогичны отечественным.Литература. Лешков В. Г., Современная техника и технология дражных работ, М., 1971. Его же, Теория и практика разработки россыпей многочерпаковыми драгами, М., 1980.В. Г. Лешков..

Значения в других словарях
Допалеозойские россыпи

(a. Рrе-Palaeozoic placers. Н. Prapaleozoische Seifen. Ф. Placers antepaleozoiques. И. Placeres prepaleosoicos), докембрийские конгломераты, - прибрежно-мор. Дельтовые, аллювиальные и пролювиальные окаменевшие ископаемые россыпи в базальных, реже меж- и внутриформационных конгломератах, размещающиеся по окраинам позднеархейских и протерозойских геосинклинальных и платформенных прогибов, выполненных метаморфизованными осадочно- вулканогенными толщами мощностью до 20 км. Д. Р. Содержат золото, пла..

Доставка

Полезных ископаемых (* a. Moving in delivery. Н. Transport, Forderung im Abbau. Ф. Transport, desserte, deblocage. И. Transporte, acarreo, arrastre) - перемещение полезного ископаемого в пределах выемочного участка шахты от места его отбойки до пункта погрузки в основные средства подземного транспорта. В зависимости от характера залегания месторождения и особенностей систем разработки различают способы Д. Под действием собств. Массы (самотёчную), механизированную, взрывную (см. Гидравлический тр..

Драглайн

(a. Dragline. Н. Schurfkubelbagger. Ф. Dragline, excavateur a cable. И. Dragalina, pala-draga) - самоходная выемочно-погрузочная машина на шагающем (реже гусеничном) ходу, у к-рой ковш гибко связан со стрелой и поворотной платформой. Предназначен для выемки в осн. Нижним (реже верхним) черпанием взорванных г. П. I-IV категорий крепости (иногда и более крепких) при вскрышных работах по бестрансп. Системе с укладкой породы в выработанное пространство или на борт карьера, для погрузки горн. Массы в..

Дражная разработка

(a. Dredging. Н. Schwimmbaggerbetrieb. Ф. Dragage. И. Dragado, explotacion роr dragas) - совокупность работ, выполняемых Драгой для извлечения полезных ископаемых из россыпных м-ний. Впервые Д. Р. Осуществлена в 1863 в Новой Зеландии на россыпных м-ниях золота. В кон. 19 в. Стала использоваться в США (шт. Монтана). В России впервые Д. Р. Применена в 1893 на золотом прииске "Рождественский" в долине р. Кудача.Широкое развитие Д. Р. Получила в СССР. С нач. 50-х гг. Д. Р. Осуществляется в суровых у..

Дополнительный поиск Драга Драга

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Драга" в словаре Горная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Драга, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа