Бернини

110

(bernini) Джованни Лоренцо (1598, Неаполь – 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель стиля барокко. Учился у отца, П. Бернини, известного скульптора. Испытал влияние живописи болонской школы, а также скульптуры эпохи эллинизма.Д. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». 1622—25 гг. Музей и галерея Боргезе. Рим   Ранние работы («Давид», 1623. «Плутон и Прозерпина», 1621—22. «Аполлон и Дафна», 1622—25) полны движения, драматического пафоса, страстного порыва. Бернини заставляет зрителя забыть о тяжести и твёрдости мрамора, превращая камень то в невесомое кружево, то в мягкую листву, то в клубящиеся облака. Пластические объёмы кажутся мягкими и текучими. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью», – говорил Бернини.

«Экстаз св. Терезы» (1644—52, церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим) – великолепная архитектурно-скульптурная композиция. В нише собора зрителю представлено мистическое видение. Монахиня и явившийся ей ангел, парящие в облаках на фоне сверкающих золотых лучей. Религиозный экстаз и эротика причудливо совмещены в этом произведении, как и во многих барочных скульптурах. В бюсте кардинала Ш. Боргезе (1632) сочетаются естественность, жизненная полнокровность и величавость образа. Мраморный бюст Констанцы Буонарелли (ок. 1647 г.) – пример одухотворённого интимного портрета. В поздних произведениях бравурность преобладает над стремлением раскрыть психологические черты модели («Портрет герцога Франческо д’Эсте», 1650—51).

Бернини создал тип барочной гробницы, распространившийся по всей Европе. В надгробии папы Александра VII (1671—78) Бернини представил главу католической церкви в окружении многочисленных аллегорических фигур, создал яркую и эффектную театрализованную сцену. Бернини – автор знаменитых фонтанов Рима (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637. Фонтаны Четырёх рек и Мавра на площади Навона, 1648—55, и др.). Бравурность скульптурных форм эффектно соединилась в них с подвижной стихией воды.Д. Л. Бернини. «Экстаз св. Терезы». 1644—52 гг. Церковь Санта-Мария делла Виттория. Рим   В сер. 17 в. Бернини стал придворным архитектором и скульптором римских пап. Главное его творение – ансамбль площади собора Св. Петра в Риме (1657—63).

В интерьере собора возвёл гигантский бронзовый балдахин (киворий) со спиральными, устремлёнными вверх колоннами, оформил эффектной барочной скульптурой алтарную апсиду, создал множество статуй, рельефов и надгробий. Снаружи построил четырёхрядные крытые колоннады, которые охватывают пространство овальной площади перед собором Св. Петра и словно «обнимают» входящего, направляя его движение к главному фасаду здания. В 1658—78 гг. Построил в Риме церковь Сант-Андреа аль Квиринале. Бернини также прославился среди современников как автор острых карикатур, превосходный инженер театрального оборудования и автор комедий. Творческое наследие Бернини сыграло определяющую роль в сложении и развитии европейской барочной архитектуры и скульптуры.(Источник.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Бернат Аурель

        (Bernath) (р. 1895), венгерский живописец и график. Учился в художественной колонии Надьбаньи (ныне г. Бая-Маре в Румынии). С 1945 преподавал в АХ в Будапеште. Испытал влияние кубизма и экспрессионизма. Автор тонких, эмоционально насыщенных по цвету жанровых сцен, пейзажей, натюрмортов, стенных росписей. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Берни Антонио

        (Berni) (1905-1981), аргентинский живописец. Один из основоположников "нового реализма" (1930-е гг.) в Аргентине. Выполнил ряд росписей в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке (совместно с Д. Сикейросом, Х. К. Кастаньино и др.) на темы жизни и истории аргентинского народа. В картине "Полночь над миром" (1930-е гг.) создал образ народного мужества и скорби, навеянный гражданской войной в Испании 1936-39.. ..

Бернини Джованни (Джан) Лоренцо

        (Bernini) (1598-1680), итальянский архитектор и скульптор. Крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств (ансамбль площади св. Петра, 1657-63, и церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1653-58, в Риме). Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты (интерьеры с..

Бернт Нотке

        (нем. Bernt Notke, ок. 1435, Лассан — ок. 12 мая 1509, Любек) — немецкий художник и скульптор.        Наиболее известна его скульптурная работа Святой Георгий и дракон. Пляска смерти (1477) в любекской Мариенкирхе была разрушена во время Второй мировой войны, до нас дошла только довоенная фотография. Авторская версия этой работы в церкви Св. Николая в Таллине сохранилась, как и его алтарь там же, в церкви Св. Духа. Нотке работал над убранством Любекского собора и создал для него в 1477 г..

Дополнительный поиск Бернини Бернини

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бернини" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бернини, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа