Гойя Франсиско Хосе де

72

        Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746-1828), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 отправился в Италию. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). С 1773 работал в Мадриде. В 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 панно (картонов для ковров) с насыщенными по цвету и непринуждёнными по композиции сценами повседневной жизни, труда и праздничных народных развлечений ("Зонтик", 1777, "Игра в пелоту", 1779. "Раненый каменщик", 1786, "Игра в жмурки", 1791, - все в Прадо). В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой.

С начала 80-х гг. Гойя получил известность и как портретист ("Семья герцога Осуна", 1787, Прадо. "Портрет маркизы А. Понтехос", около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Его портреты выполнены в звучной, тонко разработанной цветовой гамме, фигуры и предметы в них, переданные с тонким ощущением их материальности, как бы растворяются в лёгкой дымке. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, с 1799 "первым живописцем короля". В этот период наступающей в Испании политической реакции жизнеутверждающее начало в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, приобретающей черты трагизма.

Гойю привлекает искусство графики. Стремительность перового рисунка, царапающего штриха иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Под влиянием испанских просветителей (Г. М. Ховельяноса-и-Рамиреса, М. X. Кинтаны) обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. В 1790-х - начале 1800-х гг. Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека (портреты - сеньоры Бермудес, Музей изобразительного искусств, Будапешт, Ф. Байеу, 1796, Прадо, Ф. Савасы Гарсии, около 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), мужественное противостояние и вызов окружающему миру ("Ла Тирана", 1799, АХ, Мадрид. Портреты - доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф.

Гиймарде, 1798, Лувр). С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете "Семья Карла IV" (1800, Прадо). Ароматом тайны и скрытой чувственности окутан образ женщины в картинах "Маха одетая" и "Маха обнажённая" (обе - около 1802, Прадо).        В большой серии офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка". Серию "Капричос" отличают смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, обращение к гротеску, аллегории, художественному преувеличению и иносказанию.

Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции. "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе - около 1814, Прадо). Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты "Бедствия войны" (82 листа. 1810-20, изданы в 1863 в Мадриде). В начале 1790-х гг. Тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т. Е. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо), включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь").

Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа. 1820-23, изданы в 1863 в Мадриде под названием "Пословицы"). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, которое для него, как и для революционных романтиков во Франции, являлось мощным проявлением жизни. Оно становится лейтмотивом в "Похоронах сардинки" (около 1814, Прадо), в серии офортов "Тавромахия" (1815, изд. В 1816 в Мадриде) и других работах. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в..

Значения в других словарях
Гойен Ян ван

        (van Goyen) (1596-1656), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Один из создателей голландского реалистического пейзажа. Учился в Харлеме у Э. Ван де Велде (1616-17), испытал его влияние. Работал в Лейдене и Гааге. Писал лирические пейзажи с видами голландских рек и расположенных на их берегах маленьких городов и деревень с одинокими фигурами лодочников и рыбаков. Использовал низкий горизонт, передающий равнинный характер местности. Стремясь к созданию поэтически обобщённого обра..

Гойя

(goya) Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы – 1828, Бордо), выдающийся испанский живописец, гравёр, рисовальщик, представитель романтизма. Сын мастера-позолотчика. С 1760 г. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 г. Отправился в Италию. Ок. 1773 г. Обосновался в Мадриде. В 1780 г. Был избран в Академию художеств Сан-Фернандо в Мадриде (с 1785 г. Вице-директор, с 1795 г. – директор её живописного отделения). В 1786 г. Был назнач..

Голиков Иван Иванович

        (1886/1887 - 1937), советский мастер палехской миниатюры. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933). Учился и работал в иконописных мастерских села Палех, Москвы и Петербурга. Преподавал в Палехском художественном училище. На основе переработки традиций строгановской школы и палехской иконописи XVIII в. Создал динамичный утончённый стиль (миниатюра "Тройки свадебные", 1924, Музей народного искусства, Москва. Иллюстрации к "Слову о полку Игореве", изданы в 1934). (Источник. «Популярная ху..

Голландское искусство

        название искусства Нидерландов (Голландии), употребляющееся главным образом применительно к XVII и XVIII вв. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Гойя Франсиско Хосе де Гойя Франсиско Хосе де

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гойя Франсиско Хосе де" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гойя Франсиско Хосе де, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 22 символа