Гончарова

80

Наталья Сергеевна (1881, дер. Лодыжино Тульской области – 1962, Париж), русский живописец, график, театральный художник, одна из «амазонок авангарда». Правнучатая племянница жены А. С. Пушкина Н. Н. Гончаровой. С 1901 г. С перерывами училась на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. Затем посещала класс живописи К. А. Коровина. В 1900 г. Познакомилась с М. Ф. Ларионовым, с которым была неразлучна в жизни и творчестве более полувека. В 1910—11 гг. Вместе с Ларионовым входила в объединение «Бубновый валет», участвовала в создании группы «Ослиный хвост» (1912—13), открыто бросившей вызов общественному мнению. Входила также в «Союз молодёжи». Гончарова приняла авангард не только как художественное направление, но и как образ жизни.

Она шокировала всех тем, что ходила в мужской одежде, с лицом, разрисованным цветами на синем фоне. Ввела в моду рубашку-платье. Испытала влияние П. Гогена. В 1901—06 гг. Писала акварелью и пастелью пейзажи в духе группы «Наби». В 1906 г. Пришла к своеобразному синтезу кубизма, «примитива» (лубка, провинциальной вывески) и русской иконы. Работая в очень маленькой мастерской, писала картины частями (композиции-складни, напоминающие алтари). Весь полиптих целиком впервые собирался на выставке. Мощь, огромный размер, створчатая структура и вертикальная устремлённость «крестьянских» полотен Гончаровой побудили критиков назвать их «соборами». Напротив, четырёхчастную композицию «Евангелисты» (1911) и лубочные графические листы, посвящённые православным святым, цензура нач.

20 в. Сочла кощунственными. Некоторые живописные работы обнаруживают связь с «лучизмом», изобретённым Ларионовым («Лучистые лилии», 1913). Другие близки к футуризму («Велосипедист», 1913). Художница участвовала в издании футуристических книг «Игра в аду» и «Мирсконца» В. Хлебникова и А. Е. Кручёных, «Le Futur» и «Сердце в перчатке» К. Большакова (все – 1913. Совместно с Ларионовым). В 1914 г. Создала серию литографий «Мистические образы войны». Исполняла декоративные скульптуры и лепные фризы для московских особняков, разрабатывала рисунки обоев. Вместе с Ларионовым работала для кино (участие в съёмках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13», 1913—14) и театра. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1914), оформленная для «Русских балетов Дягилева» в традициях лубка, с восторгом была принята в Париже.

По приглашению С. П. Дягилева в июне 1915 г. Гончарова и Ларионов отправились в турне по Европе, а в 1918 г. Окончательно поселились в Париже. Вся вторая половина жизни Гончаровой связана с театром. В 1920-х гг. Она стала одним из главных художников дягилевской труппы, в 1930—40-е гг. Создавала декорации и костюмы для театров Европы и Америки («Свадебка» И. Ф. Стравинского, поставленная в Париже). Поздние картины также пронизаны театральностью. Гончарова и Ларионов похоронены рядом на кладбище Иври в Париже. В 1988 г., согласно их воле, несколько сотен работ было передано в Государственную Третьяковскую галерею.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Гонтгорст Герард (Геррит) ван

        (van Honthorst), голландский живописец. См. Хонтхорст Геррит ван (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Гончаров Андрей Дмитриевич

        (1903-1979), советский график, главным образом художник книги. Народный художник РСФСР (1979), член-корреспондент АХ СССР (1973). Учился в Москве в частных студиях, в ГСХМ и Вхутеине (1918-27) у И. И. Машкова, А. В. Шевченко, В. А. Фаворского. Преподавал в Московском полиграфическом институте (1930-34, 1948-79). Один из основателей ОСТ (1925). Для графики Гончарова (преимущественно ксилографии) характерны тесная взаимосвязь всех элементов художественного оформления книги, напряжённая эмо..

Гончарова Наталия Сергеевна

        (1881-1962), русский живописец, график, театральный художник. Училась в МУЖВЗ (с 1898). Участвовала в выставках журнала "Золотое руно", объединения "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень". Испытала влияние кубизма и футуризма. Вместе с М. Ф. Ларионовым была одним из создателей русского примитивизма ("Мытьё холста", 1910, ГТГ) и так называемого лучизма (один из первых опытов декоративного абстракционизма). С 1915 жила в Париже. Оформляла спектакли в антрепризе С. П. Дягилева ("Золотой..

Гопурам

        (санскр.), в средневековой индийской архитектуре надвратная башня в храмовой ограде. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Гончарова Гончарова

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гончарова" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гончарова, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа