Грабарь Игорь Эммануилович
(1871-1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). Член объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. С начала 1900-х гг. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы ("Сентябрьский снег", 1903, "Февральская лазурь", "Мартовский снег" - оба 1904, все - в ГТГ).
Позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму ("Неприбранный стол", 1907, ГТГ). В 1905-06 Грабарь участвовал в издании революционного сатирического журнала "Жупел" и "Адская почта". Не только как живописец, но и как проницательный и тонкий художественный критик Грабарь активно участвовал в современной ему художественной жизни, как историк искусства сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания. Создал ряд монографических исследований о творчестве И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова и других русских художников, был инициатором издания, редактором и автором важнейших разделов первой "Истории русского искусства" (т.
1-6, 1909-16), в которой ставились и на широком, во многом впервые опубликованном материале исследовались проблемы происхождения, развития и национального своеобразия русской художественной школы. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14. Ныне санаторий "Захарьино") под Москвой. В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель).
С его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы ("Ясный осенний вечер", 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево") и картинами на историко-революционные темы ("В. И. Ленин у прямого провода", 1933, ЦМЛ). В советское время Грабарь продолжал также публиковать исследования и статьи о русском искусстве, был главным редактором и одним из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Государственная премия СССР (1941)..
Дополнительный поиск Грабарь Игорь Эммануилович
На нашем сайте Вы найдете значение "Грабарь Игорь Эммануилович" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грабарь Игорь Эммануилович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 26 символа