Дворец

173

        (от "княжий двор" - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально - резиденция только властителя, позднее - высшей знати, в средние века - также и органов государственной власти, с XIX в. - особо значительные сооружения различного общественного назначения. В строительстве дворцов принимали участие выдающиеся зодчие, живописцы, мастера декоративного искусства. В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство дворцов было связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Сложную композицию здания составляли многочисленные помещения для торжественных приёмов и церемоний. Римские дворцы отличались симметрией главных помещений, которые располагались вокруг дворцов с фонтанами, водоёмами и скульптурой.

Аналогичные композиционные приёмы применялись в архитектуре дворцов императоров и наместников в римских, европейских, азиатских и африканских провинциях, в Византийской империи, где их планы видоизменялись в соответствии с местными условиями. В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений (см. Замок), позже постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца - палаццо. В XV-XVI вв. Сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский, императорский, царский). Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в.).

Характерной чертой композиции дворца стала анфилада, объединявшая большое количество помещений, а также парадный двор - курдонер. Особая живописность композиций присуща русским дворцам XII-XVII вв. (Теремной дворец в Кремле Московском, деревянный дворец в Коломенском, не сохранился, - оба XVII в.). Русские дворцы XVIII - начала XIX вв. При грандиозности размеров, сложности и в то же время чёткости объёмно-пространственные структуры отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские дворцы и дворцы в дворянских усадьбах). С середины XIX в. Сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851.

Дворец спорта в Риме, 1960). Термин "дворец" в современной архитектуре не связывается с определённым типом сооружения - Кремлёвский Дворец съездов, Дворец культуры, Дворец пионеров, Дворец искусств, Дворец бракосочетаний.Литература. А. И. Успенский, Императорские дворцы, т. 1-2, М., 1913. Н. И. Врунов, Дворцы Франции XVII и XVIII вв., М., 1938. Swoboda К. М., Rцmische und romanische Palдste, W., 1924. Chiorici G., Il palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, 1-3, Mil., (1952-57). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Даяхатын

        памятник архитектуры Средней Азии в Туркменской ССР, в 170 км к северо-западу от Чарджоу. Караван-сарай. Построен в XII в. Квадратный в плане, с внутренним четырехайванным двором, обведённым галереей, и помещениями, перекрытыми различными вариантами сводов (стрельчатые, балхи) и куполами. Отличается простотой основных объёмов, замкнутой симметричной композицией, конструктивным декором. Сырцовые стены облицованы обожженным кирпичом. На фасадах - узорная кирпичная кладка (геометрический и ..

Двин

        Востан Двин, древний город Армении (в 35 км к югу от Еревана). Известен с IV в., резиденция Аршакидов. С 640 центр арабского эмирата Арминия. Состоял из цитадели и поселения, укреплённых стенами, и предместий. В 1236 разрушен монголо-татарами. Раскопками вскрыты остатки дворцов правителя (IV-V вв.) и католикоса (вторая половина V в.), базилики (VI в.), крестово-купольного собора Григория (перестроен в VII в. Из базиликального языческого храма III в., превращённого в начале IV в. В христи..

Дворец Дожей

        в Венеции, выдающийся памятник итальянской архитектуры. Вместе с собором и библиотекой Сан-Марко и другими зданиями образует главный архитектурный ансамбль города. Бывшая резиденция дожей Венецианской республики. С конца XVIII в. - музей. Сооружён в XIV-XV вв. В стиле венецианской готики (западный корпус - 1424-42, архитекторы Дж. И Б. Бон), частично перестроен в конце XV-XVI вв. В стиле ренессанса. В зале Большого Совета и других залах - панно и картины П. Веронезе, Тинторетто, Дж. Б. Т..

Дворжак Макс

        (Dvorбk) (1874-1921), австрийский историк искусства. Чех по происхождению. Учился в университетах в Праге и Вене. Преподавал в Венском университете (с 1902). Представитель так называемой венской школы искусствознания. В трудах по искусству средневековья, Возрождения и барокко обосновал зависимость искусства от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологических воззрений. Идеалистически рассматривал историю искусства как "историю духа".Сочинения. Gesammelte Werke, Bd 1-5, Mьnch.,..

Дополнительный поиск Дворец Дворец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дворец" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дворец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа