Киевская Русь

91

        Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX-XII вв. В период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно- художественные задачи, возникавшие в ходе установления феодальных отношений и новой христианской идеологии, в искусстве Киевской Руси решались на основе синтеза восточнославянских культурных традиций и мощных влияний, шедших из-за рубежа, прежде всего из Византии и стран Балканского полуострова. В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры и начали поиски собственных средств художественной выразительности.        В IX-X вв.

Возникли новые типы городских поселений с деревянно-земляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. Имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве). Со второй половины X в. По письменным источникам и условным изображениям в рукописях известны деревянные христианские храмы с крутой кровлей и небольшой главкой. Позднее количество глав увеличилось и достигло 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989, не сохрагился). Большее количество глав имел, возможно, первый киевский каменный храм - Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240), возведённая из чередующихся рядов камня и кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича и извести (цемянке).

Выработанный в Византии тип крестово-купольного храма интерпретировался в величественных трехнефных (Спасо- Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефных (Софийские соборы в Киеве, начат в 1037, и Полоцке, 1044-66) храмах с обширными хорами для князей, с куполами на высоких световых барабанах, с рядами плоских ниш и узорной кладкой на фасадах. Паперти-галереи с 3 сторон, ступенчатое расположение закомар, многоглавие определили своеобразие их пирамидально-ступенчатой композиции. Сложности построения архитектурных масс в интерьерах соответствуют многообразие точек обзора, контрастные переходы от невысоких боковых нефов к ярко освещённой подкупольной части. Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера.

Монументальные мозаичные и фресковые композиции Софийского собора в Киеве (выполнены во второй половине XI в.) искусно согласованы с архитектурными членениями, напряжённая духовная жизнь персонажей (святые, члены великокняжеской семьи) передаётся устремлённым на зрителя взглядом широко раскрытых больших глаз. Полны динамики светские сцены плясок, ристалищ, охоты (росписи башен Софийского собора в Киеве). В XI в. Развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в т. Ч. И произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились. Во второй половине XI в. Появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трехнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941).

В XII в. Обновляются выразительные средства живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, фрагменты мозаик в Софийском музее-заповеднике, Киев, и в ГТГ) динамичность композиции, непринуждённость движения сочетаются с подчёркнутой индивидуализацией облика отдельных святых. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возросла роль местных мастеров. В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. ("Остромирово евангелие", 1056-57) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси.        Уже в XI - начале XII вв.

Проявилось значительное своеобразие художественной культуры некоторых центров Киевской Руси, особенно Новгорода. Монументальной простотой, пластической мощью объёма выделяется Софийский собор в Новгороде, монолитной цельностью композиции отличаются новгородские соборы начала XII в. (пятикупольный Николо-Дворищенский, трехкупольные соборы Антониева монастыря и Юрьева монастыря, мастер Пётр). Новгородская иконопись XI - первой полвины XII вв. Близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы "Устюжское благовещение", "Ангел Златые власы"). Во второй половине XII в. В зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм. В Овруче (церковь Василия, зодчий Пётр Милонег), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и других городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.        Наследие Киевской Руси, ставшее значит, вкладом в мировую культуру, получило дальнейшее развитие в художественных достижениях местных школ, возникших в период феодальной раздробленности (владимиро-суздальская школа, новгородская школа и др.), и во многом определило дальнейшую эволюцию древнерусского искусства..

Значения в других словарях
Киев

        столица УССР (с 1934). Расположена на живописных берегах среднего течения р. Днепр. Основан в VI-VII вв. Как центр восточно- славянского племени полян. Название связывают с именем легендарного основателя - Кия. В русских летописях впервые упоминается под 860. С IX в. По 1130-е гг. Столица Киевского государства. С XVII в. В составе России. Киев - город живописных контрастов. Высоких холмов с крутыми спусками и пологих просторов днепровской долины, густо застроенных кварталов и огромных па..

Киево-Печерская лавра

        в Киеве, древнейший монастырь на Руси (с 1598 православный мужской монастырь-лавра). Основан в 1051 при Ярославе Мудром. В XI-XVIII вв. - один из культурных центров. Архитектурный комплекс сложился в XI-XVIII вв. И включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер. Успенский собор (1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 1722-29) с росписями украинских мастеров и резным иконостасом. Сооружения в стиле украинского барокко. Стены (1690-1702), цер..

Киевский музей западного и восточного искусства.

        Основан в 1919 на базе частного собрания Б. И. И В. Н. Ханенко. В 1921-34 назывался "Музей искусств ВУАН (Всеукраинской академии наук)". В 20-30-х гг. Пополнился произведениями искусства из частных собраний и музейных фондов Киева и Ленинграда. Отделы восточного и западноевропейского искусства (в т. Ч. Произведения Дж. Беллини, Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана, П. П. Рубенса, Я. Йорданса), византийские иконы VI-XIII вв., собрание средневековой иранской керамики.Литература. Музей захiдного та с..

Киевский музей русского искусства

        Основан в 1922 как Киевская картинная галерея. В 1934-36 - отдел русского искусства Киевского художественного музея. В собрании - произведения русского искусства с XIII в. (в т. Ч. Коллекция икон XIII-XVII вв.). В отделе художественной промышленности - изделия из фарфора XVIII-XX вв. Среди произведений живописи - работы И. П. Аргунова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, П. А. Федотова, Н. Н. Ге, И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, М. В. Несте..

Дополнительный поиск Киевская Русь Киевская Русь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киевская Русь" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киевская Русь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа