Кузнецов

94

Павел Варфоломеевич (1878, Саратов – 1968, Москва), русский живописец, график, театральный декоратор. Представитель символизма. Родился в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904). Испытал влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Один из организаторов выставки «Голубая роза» (1907). Председатель художественного объединения «Четыре искусства» (1924–29). Преподавал в Строгановском училище (1917–37 и 1945–48), руководил фресково-монументальным отделением живописного факультета во Вхутемасе – Вхутеине (1924–29). Заслуженный деятель искусств России (с 1928 г.). Кузнецов – наиболее яркий представитель второй (после М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова) стадии русского живописного символизма.

Ранние картины напоминают утренние сны, грёзы. Художник стремится постичь величайшую тайну природы – рождение и материнство. В «Голубом фонтане» (1905) предстают некие призрачные существа, которые словно ещё не родились, не отделились от утреннего опалового тумана. Образы картины напоминают о лазурном царстве нерождённых младенцев в знаменитой пьесе «Синяя птица» бельгийского писателя-символиста М. Метерлинка. К кон. 1900-х гг. Художник переживает мучительный кризис, выход из которого обретает, отправившись в Заволжье и в Среднюю Азию. В стремлении очистить душу прикосновением к не тронутому цивилизацией, существующему словно вне времени Востоку, Кузнецов оказался последователем П. Гогена. В картинах пейзажной «Киргизской, или Степной, сюиты» («Спящая в кошаре», 1911.

«Мираж», «Вечер в степи», «Стрижка овец». Все – 1912. «В степи за работой», 1913, и др.) предстал мир красоты и мудрости, о котором сам художник писал. «Быт их и костюмы чрезвычайно красочные, гармоничные, при всей яркости цветов, чистота и прозрачность воздуха с его миражами, величественные лебеди степей – верблюды, стада лошадей, бараны, пёстрые ковры кошар, простодушный и гостеприимный народ…» В бескрайних просторах киргизских степей всё разомкнуто в бесконечность и одновременно слито в единстве – люди и их жилища, животные, деревья, плавные очертания холмов и величественные видения-миражи. Проникновенный лиризм сочетается с эпически размеренным ритмом композиций. В сер. 1900-х гг. Кузнецов обращается к жанрам натюрморта и портрета («Утро», 1916.

«Натюрморт с хрусталём», 1919). Подлинным шедевром является «Портрет Е. М. Бебутовой» (1922), в котором образ жены художника удивительно гармоничен, вознесён над повседневностью. В советское время Кузнецов остался верен восточной теме, черпая вдохновение в новых поездках на юг, в Крым, Армению («Отдых пастухов», 1927. «Сортировка хлопка», 1931. «Цветы и виноград», 1953). Художник работал также в области театрально-декорационного искусства (спектакль «Сакунтала» по драме древнеиндийского поэта Калидасы в Камерном театре А. Я. Таирова, 1914), создавал серии гравюр («Горная Бухара», «Туркестан». Обе – 1923).(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Кугач Юрий Петрович

        (р. 1917), советский живописец. Народный художник СССР (1977), действительный член АХ СССР (1975). Учился в МХИ (1936-42) у С. В. Герасимова и И. Э. Грабаря. Преподавал там же (1948-51). Работая в жанре тематической картины, Кугач обращается преимущественно к жизни современной деревни, стремится к поэтизации традиционных черт народного быта ("Перед танцами", 1961, ГТГ. "Селькор", 1967. "За Отчизну", 1980). Государственная премия СССР (1950).. ..

Кузминскис Йонас Миколо

        (1906-1985), советский график. Народный художник СССР (1965), действительный член АХ СССР (1975). Председатель правления СХ Литовской ССР (1958-82). Учился в Каунасской художественной школе (1927-33). Преподавал в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (с 1944). В станковой графике и иллюстрациях творчески использовал традиции литовского лубка, напряжённость тональных отношений, разнообразие экспрессивного штриха (цикл "По мотивам литовских народных и революционных песен", 196..

Кузнецов Николай Дмитриевич

        (1850-1929), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1876-79), во Франции и Германии (1880). В 1897-1920 жил и работал в Одессе. Писал картины на темы украинского сельского быта ("Объезд владений", 1879, "После обеда", 1888, - обе в ГТГ), портреты ("Ф. И. Шаляпин", 1902, "А. А. Нилус", 1917, - оба в Одесском художественном музее). С 1920 жил за границей.. ..

Кузнецов Павел Варфоломеевич

        (1878-1968), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1897-1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Преподавал (1917-37, 1945-48) в ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине и других институтах Москвы. Один из организаторов выставки "Голубая роза". Член объединений "Мир искусства", "Четыре искусства". Испытывая с начала 1900-х гг. Сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова, обращаясь к мотивам сна, видения, Кузнецов стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскос..

Дополнительный поиск Кузнецов Кузнецов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кузнецов" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кузнецов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа