Месопотамии искусство

99

искусство древних государств, существовавших в разные периоды в районе Междуречья (между долинами рек Тигр и Евфрат). В истории искусства Месопотамии выделяют следующие периоды. Шумер (кон. 4 – нач. 3-го тыс. До н. э.). Шумеро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. До н. э.). Старовавилонское царство (20–17 вв. До н. э.). Ассирия (14—7 вв. До н. Э), Нововавилонское царство (7–6 вв. До н. э.).Голова быка. Украшение арфы. Дерево, золото, ляпис-лазурь. Сер. 3-го тыс. До н. э. Британский музей. Лондон   Шумеры основали в Месопотамии первые города-государства – Эриду, Урук, Ур, Лагаш, в каждом из которых поклонялись своим богам. Была создана письменность, унаследованная впоследствии всеми ближневосточными народами. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали в огне.

Клинописные тексты донесли до нас законы, знания и верования шумеров, их мифологические сказания. Центром шумерского города был храм главного бога с приусадебным хозяйством (т. н. Белый храм и Красное здание в Уруке, кон. 4-го тыс. До н. э.). Из-за частых наводнений здания возводили на возвышенных местах, на платформах из утрамбованной глины. Из-за отсутствия камня и древесины главным строительным материалом были сырцовые (не обожжённые) кирпичи. Стены украшали вертикальными выступами и нишами. В кон. 3-го тыс. До н. э. Появился новый тип храма – зиккурат. Для шумерского изобразительного искусства была характерна повествовательность, особенно любили изображать охоту на хищников. В Месопотамии, в отличие от Египта, не было единого изобразительного канона, мастера никогда не стремились к достижению сходства изображения с оригиналом, уделяя главное внимание выразительности поз, мимики и жестов.

Скульптура представлена маленькими фигурками животных и т. н. Адорантов (молящихся) со сложенными на груди руками, огромными ушами и инкрустированными глазами. Статуэтки адорантов помещались в храмы. Их большие уши символизировали мудрость (по-шумерски понятия «ухо» и «мудрость» обозначаются одним словом), а также указывали на то, что молитва будет услышана богом. Один из редких образцов монументальной скульптуры – голова богини Инанны из Урука (3-е тыс. До н. э.). В одной из гробниц Ура был найден т. н. Штандарт из двух досок со сценами победы над врагом и пиршества, созданными в технике инкрустации перламутром и лазуритом. В Месопотамии достигло совершенства искусство глиптики – изготовления резных каменных печатей с мифологическими и религиозными сюжетами, сценами охот и т. д.

Резчики размещали на небольшой поверхности печати сложные многофигурные композиции, которые потом прокатывались на глине, оставляя оттиск.Статуя сановника Эбих-Иля. Алебастр, инкрустация ляпис-лазурью и перламутром. Сер. 3-го тыс. До н. э. Лувр. Париж   Во второй пол. 3-го тыс. До н. э. Было создано Шумеро-Аккадское царство, первым правителем которого был Саргон Великий. За исключением глиптики, памятники шумеро-аккадского периода немногочисленны (рельефная каменная стела Нарам-Сина, посвящённая его победе над племенем леллубеев, ок. 2200 г. До н. э.). Отдельные дошедшие до нашего времени портретные скульптурные головы передают определённый этнический тип. В ряде случаев создаётся обобщённый идеализированный образ мужественного героя-победителя (т. н.

«Голова Саргона», 2300–2000 гг. До н. э.). Особенно интересны статуи Гудеа, правителя города Лагаша. В отличие от шумерских небольших фигурок, это подлинно монументальные памятники, иногда достигающие размеров человеческого роста, выполненные из твёрдого диорита.Голова аккадского правителя (т. н. «Голова Саргона»). Бронза. 2300–2000 гг. До н. э. Иракский музей. Багдад   В 20–17 вв. До н. э. Главным политическим центром Месопотамии становится Вавилон. Расцвет старовавилонского царства приходится на годы правления Хаммурапи (1792—50 до н. э.). Был создан героический эпос о герое Гильгамеше. Среди немногих сохранившихся памятников изобразительного искусства наиболее известна базальтовая стела Хаммурапи с записью древнейших в мире законов и рельефом, в котором изображено получение знаков власти царём от бога Солнца Шамаша.«Гильгамеш со львом».

Рельеф. Алебастр. 8 в. До н. э. Лувр. Париж   В 1-м тыс. До н. э. Ключевые позиции в Междуречье занимает Ассирия – одна из «великих держав» того времени. Унаследовав традиции шумеро-аккадского искусства, а также восприняв культуру своих соседей хеттов и хурритов, ассирийцы создали поражающий мощью и блеском стиль, основанный на прославлении могущества царской власти и военной силы. Главными архитектурно-художественными центрами были Ашшур и Ниневия. Почти все ассирийские города представляли собой крепости, обнесённые массивными стенами с башнями и окружённые рвом с водой. В архитектуре утвердился тип укреплённого дворца-цитадели, над которым никогда не доминировал зиккурат. Саргон II (царь Ассирии в 722–705 гг. До н. э.) основал г.

Дур-Шаррукин, почти половину площади которого занимал царский дворец-крепость (ок. 200 помещений). Ко дворцу вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Стены с квадратными башнями были увенчаны зубцами, украшенными цветными изразцами. По сторонам от центрального входа стояли статуи крылатых быков шеду. Во внутренних покоях дворца сохранились остатки панелей из цветных глазурованных кирпичей и следы настенных росписей. Нижние части стен парадных залов облицовывались длинными рельефными фризами. Дворец Ашшурназирпала (883–859 гг. До н. э.) в Кальху (Нимруд) также поражал богатством материалов и роскошью отделки. Произведений ассирийской скульптуры сохранилось не много. Статуи напоминают небольшие украшенные декором колонны (изваяния Ашшурназирпала и Салманасара III).

Зато ассирийские рельефы, в древности раскрашенные, являют новый этап в развитии древневосточного искусства. Их основные сюжеты – охоты, сражения, принесение дани. Во всех композициях непременно присутствует царь. Всегда подчёркивается его физическая мощь – могучие руки, вздувшиеся мускулы на ногах. Поза правителя незыблемо спокойна и величественна, даже если он изображён в движении. В Ассирии впервые в искусстве Месопотамии утвердился жёсткий канон, но при этом, в отличие от памятников предшествующего времени, официальное искусство было не религиозным, а светским. Ассирийские художники, не зная законов перспективы, умели создавать ощущение пространства с помощью продуманной композиции. Искусство создания каменных рельефов достигло наивысшего расцвета в период правления Ашшурбанипала (669–629? гг.

До н. э.). Создавая замкнутые геральдические композиции, скульпторы умели прекрасно передавать движения и индивидуальный облик персонажей, повадки животных (особенно поражают виртуозным мастерством сцены охоты с фигурами раненых львов и львиц)..

Значения в других словарях
Меровингское искусство

        условное название искусства ряда областей Северной и Центральной Франции, объединённых в V-VIII вв. Государством Меровингов. Меровингское искусство опиралось на традиции позднеантичного, галло-римского искусства, а также искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период "Каролингского возрождения". Типичны баптистерии (в П..

Месонье Эрнест

        Мейсонье (Meissonier) (1815-1891), французский живописец, скульптор и график. Учился в Париже у Л. Конье. Приобрёл известность небольшими жанровыми картинами из быта минувших эпох (главным образом Франции XVII-XVIII вв.) и батальными сценами ("Ссора", 1885, Королевский замок, Виндзор. "Наполеон III при Сольферино", 1863, Лувр). Картины Месонье привлекали зрителя занимательностью сюжета, тщательной передачей исторической обстановки, выписанностью деталей. Революционным событиям 1848 посвя..

Метафизическая живопись

        (итал. Pittura metafisica), направление в итальянской живописи второй половины 1910-х - начала 20-х гг. Мастера метафизической живописи (её основатель Дж. Де Кирико, К. Карра, Ф. Де Писис, М. Кампильи, Ф. Казорати, Дж. Моранди), группировавшиеся вокруг журнала "Валори пластичи" (1919-22) и во многом следовавшие тенденциям неоклассицизма 20-х гг., стремились создать впечатление тоскливой пустынности "очищенного" пространства, пугающей застылости мира, отчуждённого от человека, раскрыть в ..

Метопы

        (греч., ед. Ч. Metуpe), прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.Литература. Kдhler H., Das griechische Metopenbild, Mьnch., 1949. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М..

Дополнительный поиск Месопотамии искусство Месопотамии искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Месопотамии искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Месопотамии искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 21 символа