Мурильо Бартоломе Эстебан

68

        (исп. Bartolomé Esteban Murillo. Род. В конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же) — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.        Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. Де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание отделаться от неё и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. В 1645 г. Мурильо вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена.

Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные. «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так наз. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.        Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655.

В Луврском музее) и «Видение св. Антония Падуанского» (1656. В севильском соборе). В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C.-Mapиa-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины. «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C.-Mapиa-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 г. Из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).

Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый блестящий период творчества Мурильо. В 1674 г. Он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.        Три из них, так наз. «Жажда» («La Sed». Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям («Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных» — в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. Петра из темницы» — в Императорском Эрмитаже, в С.-Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами» — в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели» — у г.

Томлина, в Суффольке, в Англии). В 1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи. Из них 17, в том числе особенно замечательные. «Пречистая Дева во славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1678 г. Он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.        В 1682 г. Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину.

«Обучение св. Екатерины». Трудясь над ней, он, по неосторожности, свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года. Кадиксская картина была дописана его учеником, Осорио.        Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481. По Лефору, 478). Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «L’Immaculata Concepcion», «L’A s unсiоn» и «La Purisima». В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.        Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы.

Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. П. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп.

Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны. «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Музее. Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильск. И мадрид. Музеев. «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. Национ. Галерее. «Видение св. Антония», в берл. Музее. «Отдых св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония», в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.        Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г., Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы.

Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. Де Тобар, X. Де Вальдес Леаль..

Значения в других словарях
Мурашко Николай Иванович

        (1844-1909), украинский живописец. Пейзажист. Учился в петербургской АХ (1863-68). В 1875-1901 руководил основанной им Киевской рисовальной школой. В лирических пейзажах близок творческим принципам передвижников ("Над Днепром", 1880-90-е гг., ГМУИИ УССР).Сочинения. Воспоминания старого учителя, в. 1-4, К., 1907-09 (на укр. Яз. - Кипв, 1964).Литература. Ю. Я. Турченко, М. I. Мурашко, Кипв, 1956. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "С..

Мурильо

(murillo) Бартоломе Эстебан (1617, Севилья – 1682, там же), испанский живописец эпохи барокко. Сын цирюльника. Учился у Хуана де Кастильо. Ок. 1640 г. Совершил поездку в Мадрид, где копировал произведения Тициана, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Х. Риберы. Работал в основном по заказам церкви и монашеских орденов. В 1660 г. Принял участие в создании Академии художеств в Севилье и стал её первым президентом. После смерти жены (1664) оставил пост президента и, вступив в религиозное Братство милосерд..

Муром

        город во Владимирской области РСФСР, на левом берегу Оки. Впервые упоминается в 862. Имеет радиальную систему улиц, закреплённую планом 1788. Церкви. Косьмы и Дамиана (1565. Шатровая), Воскресенская (1658. С крытой обходной галерей и шатровым крыльцом). Монастыри с постройками XVI-XIX вв., в том числе соборы. Спасский (вторая половина XVI в.), Троицкий (1642-43. Надвратная Казанская церковь, 1648. Колокольня, 1652), Благовещенский (1664, надвратная Стефановская церковь, 1716), классицист..

Мустафаев Рустам Мамед оглы

        (1910-1940), советский театральный художник. Один из основоположников театрально- декорационного искусства Азербайджана. Окончил Азербайджанскую высшую художест- венную школу (1926). В ранних работах Мустафаева сказалось влияние конструктивизма ("Невеста огня" Джабарлы, 1933, в Азербайджанском художественном театре). С середины 30-х гг. Мустафаев создавал декорации, основанные на принципе живописности. Опера "Ашиг Гариб" З. Гаджибекова (1939) в Азербайджанском театре оперы и балета, музы..

Дополнительный поиск Мурильо Бартоломе Эстебан Мурильо Бартоломе Эстебан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мурильо Бартоломе Эстебан" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мурильо Бартоломе Эстебан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 25 символа