Перспектива
(франц. Perspective, от лат. Perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. В зависимости от господствующего стиля и принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспективы принимала различные формы. В классическом виде (как прямая, линейная или научная перспектива) она сложилась в эпоху Возрождения. Для получения изображения предмета на плоскости проводят из выбранной точки пространства - центра перспектива - лучи ко всем точкам данного предмета.
На пути лучей ставят ту плоскость, на которой желают получить изображение. В пересечении плоскости с проведёнными лучами получают искомое изображение. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода. Художники первобытного мира (см. Первобытное искусство) и Древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения фигур и предметов (в том числе ярусная композиция, сочетание фронтальных и профильных разворотов), подчиняли их не законам перспективы, а условно-символическим схемам. Первые опыты построения перспективы предпринимались в искусстве Древней Греции (с VI в. До н. Э.), что было связано с открытиями греческих геометров, развитием живописи и искусства театральных декораций.
В античном искусстве существовали построения, близкие к линейной перспективе (то есть имеющие один главный центр проекции. Фрески так называемого второго помпеянского стиля, около 80 до н. Э. - около 30 н. Э.), но поскольку глубина оставалась слабо осознанным композиционным элементом, широко использовалась и система перспективы, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В средневековом европейском и византийском искусстве интерес к разработке центральной перспективы в целом пропадает. Распространяются условные системы построения пространства, при которых последнее распадается на ряд самостоятельных зон, изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми как бы с нескольких точек зрения и увеличивающимися по мере их удаления от переднего плана (так называемая обратная перспектива).
Эмпирические системы перспективы существовали и в искусстве Востока. Так, например, в живописи Китая и Японии центр проекции как бы удалён в бесконечность, поэтому перспективные линии не сходятся, предстают параллельными (так называемая параллельная перспектива). Усиленное внимание к упорядочению пространственных построений в эпоху итальянского Возрождения, превращение научно обоснованной перспективы в одну из главных художественных проблем этого времени было стимулировано интересом к объёмности и материальности пространственных форм, проявившемся уже в искусстве Проторенессанса (Джотто, Каваллини). Последовательная система перспективы, рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления их от переднего плана, разрабатывалась мастерами итальянского кватроченто (Ф.
Брунеллески, Л. Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло) и северно-европейского искусства (братья Х. И Я. Ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы (влияние воздушной среды на чёткость очертаний предметов и насыщенность колорита). В эпоху барокко перспектива обогатилась ракурсами, предполагающими необычные точки зрения. В конце XIX - начале XX вв. Некоторые живописцы, осознавшие особенно характерный для XIX в. Формализм многих моментов линейной перспективы (обязательная неподвижность и противоречащая бифокальности зрения единственность центра проекции) и стремившиеся к созданию синтетического образа мира (П. Сезанн, К. С. Петров-Водкин), использовали так называемую сферическую перспективу (несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану)..
Дополнительный поиск Перспектива
На нашем сайте Вы найдете значение "Перспектива" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перспектива, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа