Пиросманашвили Нико

73

        (Николай Асланович) (1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивного стиля.        Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.        Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдове бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис.

Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типорафии, затем ущёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.        Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманишвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге.

Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал вывеску. Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.        В той среде, в которой Пиросманишвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело. Отчасти этому спопобствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама».        С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно.

По большей части писал красками собственного изготовления на клеенке. Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.        Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также художник Михаил Ле Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.

В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.        В августе 1914 году после начала войны в России был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.        5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманишвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманишвили во вновь созданное Общество грузинских художников.

Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.        Нико Пиросмани скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.        Легенды о знакомстве Пиросманишвили с классиком грузинской поэзией Важа-Пшавелой и влияние последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманишвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас) и о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите не получают документального подтверждения.        Наибольшие собрания работ Пиросманишвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси.

В 1982 году в селе Мирзаани был учрежден дом-музей художника.        Существенная часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.        Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и потртет Александра Гаранова (1906).

Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.        Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.        Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены предствляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.        Наиболее известные работы — «Дворник» (1904).

«Продавец дров». «Рыбак среди скал» (1906). «Медведь в лунную ночь» (1905). «Гумно» (1915). «Лань» (1916). «Кутеж трех князей», «Маргарита (1909)», «Жираф»..

Значения в других словарях
Пиранези Джованни Баттиста

        (Piranesi) (1720-1778), итальянский гравёр и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также театрального искусства барокко. Работал в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, создавал "архитектурные фантазии", поражающие грандиозностью пространственных решений, светотеневыми контрастами (циклы "Фантазия на тему темниц", около 1745-50, 1760-61). В видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам монументальность и живописность (цикл ..

Пирон

        короткий металлический (реже каменный или деревянный) стержень, скрепляющий блоки каменной кладки по вертикали. Пироны укладывались в специальные пазы в камне и заливались свинцом. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Пиросмани

Нико (настоящее имя Пиросманашвили Николай Асланович) (1862, село Мирзаани, Кахетия – 1918, Тбилиси), грузинский художник-самоучка, представитель наивного искусства. С детства увлекался рисованием. Рано осиротев, воспитывался в богатой армянской семье, на которую прежде работал его отец. Пытался зарабатывать на жизнь кондуктором на железной дороге, затем торговцем. Устроил мастерскую по изготовлению вывесок совместно со своим другом, художником-любителем Г. Зазиашвили, однако потерпел неудачу. ..

Пирчюпис

        Пирчюпяй, деревня в Варенском районе Литовской ССР. В 1944 немецко-фашистские оккупанты сожгли Пирчюпис и её жителей за связь с партизанами. В 1960 на месте Пирчюпис открыт памятник жертвам фашизма (скульптор Г. А. Йокубонис - Ленинская премия, 1963. Архитектор В. П. Габрюнас), включающий выполненные из гранита монументальную статую "Мать" и мемориальную стену с рельефом и фамилиями погибших. Памятник отличается суровой выразительностью обобщённой пластики форм, точно найденным соотношен..

Дополнительный поиск Пиросманашвили Нико Пиросманашвили Нико

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пиросманашвили Нико" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пиросманашвили Нико, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа