Плакат
(нем. Plakat от франц. Placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов. Важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью.
См. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. Плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения.
Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. Принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката. Обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX - начала XX вв. Состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики (работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США). С начала 1910-х гг. Плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О.
Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран). Художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров. Позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр.
В начале 1900-х гг. Появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. Развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р.
Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. Во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии). На его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии.
Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов. Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть.
В те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката - "Окна РОСТА". В 20-х - начале 30-х гг. Важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом. В этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл.
А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. Более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках. В 60-80-х гг. Наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.)..
Дополнительный поиск Плакат
На нашем сайте Вы найдете значение "Плакат" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плакат, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа