Польша

93

        (Polska), Польская Народная Республика, социалистическое государство в Восточной Европе. Древнейшие памятники на территории Польши относятся к эпохе неолита - сосуды с "линейно-ленточным", "накольчатым", "шнуровым" и другими орнаментами, к эпохам бронзы и железа - укрепленные общинные поселения (Бискупин, около 550-400 до н. Э.), культовые повозки с фигурками птиц и зверей (лужицкая культура), "лицевые" урны (поморская культура), памятники искусства древних славян (керамические сосуды, фибулы и др.). VII-XII вв. Датируются обобщённая по формам скульптура (изображения богов и зверей), остатки славянских поселений с деревянно-земляными укреплениями (в Гданьске, Гнезно, Вроцлаве и др.).        С принятием христианства (966) развивается каменное культовое зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове).

Со второй половины XI в. Утверждается романский стиль. Суровые и величественные трехнефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове) с монументальными башнями (костёл в Туме, около 1141-61), иногда с перспективными порталами и междунефными столбами, покрытыми богатой резьбой (костёл Марии Магдалины во Вроцлаве). Ясностью и строгостью форм отличались немногочисленные романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове). Редким памятникам скульптуры (тимпан портала костёла Девы Марии "на песке" во Вроцлаве) присуща мягкая обобщённость форм. Нарядной орнаментальностью и жизненной непосредственностью изображений отличаются рельефы бронзовых дверей костёла Девы Марии в Гнезно.

Живописи XII-XIII вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность, локальность расцветки. В XIV-XV вв. Укрепление феодальной монархии в Польше способствовало расцвету городской культуры. Распространилась готика, в которой своеобразно преломлялись воздействия Германии, Чехии и Нидерландов. На юге сооружались базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове), на севере - зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся величественностью и строгостью облика. Просторные интерьеры перекрыты крестовыми, звездчатыми или трехдольными "пястовскими" сводами. В конце XV - начале XVI вв. Нарастает декоративность. Появляются кристаллические своды с живописной орнаментацией.

Деревянные костёлы (в Дембно, вторая половина XV в.) сохраняют связь с народным зодчеством. Бурно растущие города в XIV-XV вв. Застраиваются по регулярному плану и окружаются каменными стенами с воротами, башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбаканами (в Кракове, Варшаве). Городские постройки отличаются многообразием готического декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве, Ягеллонский университет в Кракове). Замки в XIV-XV вв. Имели на юге нерегулярный план (Бендзин), на севере - прямоугольный (Цеханув). На севере сохранились укрепленные монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, XIII-XV вв.). В изобразительном искусстве XIV-XV вв. Нарастает реалистическое начало (готические надгробия с наивно-выразительными фигурами "плакальщиков" и схематичными фигурами умерших).

Деревянная скульптура в начале XV в. Отражает влияние "мягкого стиля". В главных произведениях готической скульптуры Польши - алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош. См. Штос Фейт) - реалистические устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения.        Живопись XIV-XV вв. Отражает контакты на юге с чешским, на севере с нидерландским, на востоке с древнерусским (росписи капеллы замка в Люблине, 1418) искусством. В стенных росписях, отличающихся утонченным линейным ритмом, появляются пейзажные и жанровые мотивы (костёл в Неполомице, 1360-70), нарядная орнаментация (костёл в Дембно, около 1500). Алтарной живописи XV в. При декоративной плоскостности свойственно стремление к передаче национальных типов, жизненных ситуаций, а со второй половины XV в.

(отчасти под нидерландским влиянием) - и к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с "Успением богоматери", около 1508, Марцин Чёрный). Высокого расцвета достигает в XI-XV вв. Декоративно-прикладное искусство (серебряное утварь, оружие, витражи).        В конце XV - начале XVI вв. С распространением гуманистических идей в Польше складывается культура Возрождения. Главным образом итальянскими архитекторами в XVI - начале XVII вв. Перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутренним двором, обнесённым аркадными галереями, 1502-16), в костёлах создаются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517-33). Ренессансные формы в городском строительстве вплоть до XVII в.

Переплетаются с готическими традициями. В домах и ратушах наряду с лоджиями, аркадными внутренними дворами, ордерными порталами широко применяются декоративные аттики с нарядной орнаментальной резьбой (торговые ряды суконщиков "Сукеннице" в Кракове, ратуша в Познани). В северных и центральных районах Польши в конце XVI - начало XVII вв. Проявляется воздействие нидерландского маньеризма (арсенал в Гданьске, дома в Казимеже-Дольны). В изобразительном искусстве XVI в. Нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове). Развивается портретная и батальная живопись, высокого уровня достигает миниатюра (миниатюры "Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни городских сословий, 1505). Широкое распространение получают скульптурные надгробия с ордерным декором.

В конце XVI - начале XVII вв. В них усиливается маньеристический декоративизм (Санти Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи, отмеченной наивно-реалистическими чертами, ощутимо воздействие венецианского Позднего Возрождения. В декоративно- прикладном искусстве XVI в. (серебряные реликварии, оружие, ткани) готические традиции уживаются с отдельными мотивами ренессанса.        С наступлением феодально-католической реакции (начало XVII в.) начинается строительство церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605-19), которые достигают особой пышности, композиционной сложности и динамики в конце XVII - начале XVIII вв. (костёл сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове).

С середины XVIII в. Интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо. В деревянном зодчестве уживаются барочные и готические формы. Для замков конца XVI - начала XVII вв. Характерна усложнённость плана (пятиугольный замок в Уязде, 1631-44). С конца XVII в. Под воздействием французского зодчества сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворец в Вилянуве, ныне в черте Варшавы), а также городские дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со второй половины XVII в. Применяется декоративная скульптура из стукко, с конца XVII в. - иллюзионистические росписи. В середине XVIII в. Получают широкое распространение деревянные алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты.

Бытовавшим в мелкошляхетской среде парадным и надгробным (так называемым сарматским) портретам были свойственны декоративная плоскостность, острая жизненная выразительность изображений. Портретная гравюра Польши XVII-XVIII вв. Отражала воздействие Нидерландов. В декоративно-прикладном искусстве, отличавшемся необычной пышностью, мотивы европейского барокко сочетались с восточными и национальными орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые "персидские" пояса).        С конца XVIII в. На развитие искусства влияли просветительство, антифеодальное и национально-освободительное движение. Архитектуре классицизма (с 1770-х гг.) свойственны вначале отдельные барочные черты (дворцово-парковьй комплекс Лазенки в Варшаве).

Для построек конца XVIII - начала XIX вв. Характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого). В конце 1810-20-х гг. Архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространственный размах (ансамбли центр, площадей Варшавы, архитектор А. Корацци). В период политической реакции 1830-х гг. Строительство сокращается, усиливаются тенденции стилизаторства и эклектизма. Во второй половине XIX в. Хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже XIX и XX вв. Архитектор С. Виткевич в поисках национального своеобразия создал так называемый стиль Закопане, использующий традиции народной архитектуры. В начале XX в.

Распространился стиль "Модерн" (Старый театр в Кракове, архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский. Банк кооперативных обществ в Варшаве, архитектор Я. Хёйрих-младший).        При королевском дворе в Варшаве в последней трети XVIII в. Главную роль играли иностранные художники (живописцы М. Баччарелли, И. Б. Лампи, Б. Беллотто). Придворному искусству противостояли художники, стремившиеся выразить в исторических композициях гражданственно-патриотические настроения эпохи (Ф. Смуглевич (П. Смуглявичюс), М. Стахович). Зарождение демократического бытового жанра связано с Я. П. Норблином и его последователями М. Плоньским и А. Орловским. В первой трети XIX в. Господствующим направлением был академический классицизм. Но развивался и бытовой жанр, основанный на непредвзятом наблюдении натуры (сцены городской жизни Ф.

Пиварского, Ф. Пенчарского). В 1840-50-х гг., в эпоху подъёма национально-освободительного движения, утвердился романтизм, проникнутый национально-демократическими тенденциями (П. Михаловский и др.). С середины XIX в. Получила развитие историческая живопись, достигшая своей вершины в 1860-80-х гг. В творчестве Я. Матейко. Демократическая пейзажная и жанровая живопись в 1860-х гг. Проникнута социально-критическими нотами (А. Котсис, Ю. Шерментовский, В. Герсон). Тенденции демократического реализма достигают вершины в 70-80-х гг. В картинах на темы сельской и городской жизни М. И А. Герымских, Ю. Хелмоньского. В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С конца 1880-х гг. Возникают тенденции натурализма и салонного академизма, отмеченные порой фольклорно-символическими чертами (Х.

Семирадский, В. Прушковский и др.). На рубеже XIX и XX вв. Распространяются импрессионизм (Ю. Панкевич, О. Бознаньская, Я. Станиславский, Л. Вычулковский) и стиль "модерн". Искусству "модерна" в Польше наряду с изощрённой декоративной фантазией, а иногда и чертами салонности свойственны национально-демократические устремления и тенденции символизма (Я. Мальчевский, С. Выспяньский, Ф. Рущиц, В. Войткевич). Социально-реалистические тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Новый подъём переживала графика (гравюры Вычулковского, книжное оформление Выспяньского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль "модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шиманевский, К.

Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка на рубеже XIX и XX вв. Возникают попытки обновления декоративно- прикладного искусства, возрождения народных промыслов.        После создания самостоятельного буржуазного польского государства (1918) искусство развивалось противоречивым путём. Стремление к освоению достижений западноевропейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре 20-30-х гг. Тенденции неоклассицизма и функционализма (здание общества "Прюденталь" в Варшаве, Ягеллонская библиотека в Кракове и др.) соседствовали с модернистической стилизацией в духе народного зодчества. Предпринимались попытки регулирования городской застройки, создания рационально организованных районов (Жолибож в Варшаве).

Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (архитекторы Б. И С. Брукальские, Ш. Сыркус, Б. Пневский). Возможности реализации проектов были ограниченны. В изобразительном искусстве проявились черты кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Обращение к традициям народного искусства нередко сочеталось с модернистической стилизацией. Демократическую линию в "фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие из традиций лубка. Они оказали влияние на формирование польской графической школы XX в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Кулисевич и др.). Демократическую линию в живописи представляли Ю. Т. Маковский, своеобразно претворявший приёмы примитивизма и кубизма, и Ф.

Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассической обобщённости изображений. В творчестве "колористов" (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова и др.) получили своеобразное национальное воплощение приёмы постимпрессионизма. В 30-х гг. Социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к традициям прогрессивной немецкой графики. Бесчеловечность и лицемерие буржуазного мира разоблачали сатирические рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе народного искусства (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассическими тенденциями (памятники и статуи В. Виттига, А. Замойского). Крупнейший польский скульптор Дуниковский, творчески перерабатывая приёмы кубизма и экспрессионизма, создал героический по духу, национальный монументальный стиль.

Большие успехи были достигнуты в рекламной графике и плакате (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик), декоративно-прикладном искусстве (килимы, керамика, мебель, изделия из металла).        Во время второй мировой войны 1939-45 многие населённые пункты Польши были разрушены, памятники культуры уничтожены. После установления народной власти многие города и памятники были восстановлены при участии СССР и других социалистических стран. В послевоенной архитектуре важную роль играли мастера старшего поколения (Сыркус, Пневский, Брукальские). В жилом строительстве строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями с середины 50-х гг. (благодаря внедрению индустриальных методов) сменяется свободными по планировке жилыми комплексами с многоэтажными крупнопанельными и крупноблочными домами, а с начала 60-х гг.

- и с домами из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием промышленности в 50-х гг. Были созданы новые гг. Нова-Хута (ныне в черте Кракова), Нове-Гыхы близ Катовице и др. Общественные здания в конце 40-х - начале 50-х гг. Строились в национальных традициях функционализма ("Дом партии" в Варшаве, универмаг в Познани). После краткого увлечения историческими стилями (площадь Конституции в Варшаве) в конце 50-х гг. Возникло тяготение к рациональной простоте форм. Постройкам 60-х - начала 80-х гг. Присущи функциональная целесообразность планировки, смелость и оригинальность конструктивных решений, выразительное ритмическое сочетание типовых звеньев (Дом студенток в Кракове, магазин "Суперсам" в Варшаве и др.).

Ведётся реконструкция городских центров, в которой проявляется стремление к созданию выразительных объёмно- пространственных композиций (ансамбль Маршалковской улицы в Варшаве, центр г. Катовице). В городских комплексах важную роль играют декоративная скульптура, мозаики, витражи. Достигнуты большие успехи в строительстве больниц и школ, спортивных сооружений, промышленных зданий (фабрики в Калише, Вышкуве и др.).        В становлении изобразительного искусства участвовали крупные старейшие мастера (монументы Дуниковского, исторические и аллегорические композиции Коварского и др.). В начале 50-х гг. К темам социалистического строительства и революционной борьбы обращаются многие художники. Гуманистические национальные традиции получают новое развитие в скульптурном портрете (Дуниковский, А.

Карны и др.) станковой графике и плакате, отличающихся богатством художественных форм (графические циклы Кулисевича, плакаты Т. Трепковского и др.). Сохраняются традиции "колоризма" (живопись Цибиса и др.). Отдельные мастера продолжают следовать приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма. С середины 50-х гг. Самодовлеющие пластические искания выступают на первый план. Распространяются абстрактное искусство, сюрреализм, а с конца 60-х гг. Оп-арт, поп-арт и другие неоавангардистские течения. Вместе с тем возникают и тенденции возврата к реализму. Группы художников-реалистов создаются в Варшаве, Гданьске и др. Создаются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены, выразительные монументы (Музей Конечны и др.).

Для искусства 70-80-х гг., часто обращающегося к проблемам труда, войны и мира, характерны поиски эмоционально острых, художественно изощрённых решений. Ряд скульпторов и живописцев обращается к традициям народного искусства. Высокий расцвет переживает станковая и книжная графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художественных приёмов. Композиционной остротой, декоративностью, остроумной выдумкой выделяется плакат. Уделяется большое внимание развитию народных художественных промыслов, художественному конструированию промышленных изделий. В произведениях декоративно-прикладного искусства поиски современных форм сочетаются с использованием традиций народного искусства..

Значения в других словарях
Полоннарува

        город на северо-востоке Шри-Ланки. В VIII-XIII вв. Столица государства сингалов. Памятники XII в. Остатки дворцовых зданий, ступы (дагобы) - Дамила-тхупа, Ранкотвихара-ступа, Киривихара. Круглый храм Вата-да-ге, дом образа Ланкатилака, пещерный комплекс Галвихара с 3 колоссальными статуями Будды и статуей ученика Будды - Ананды. Гранитная статуя царя Паракра-мабаху I (предположительно).. ..

Полоцк

        город в Витебской области БССР, на р. Западная Двина, при впадении в неё р. Полота. Впервые упоминается в 862. Памятник древнерусской архитектуры. Софийский собор (между 1044-66 или в 1050-60. Между 1738-50 перестроен в трехнефную базилику. Сохранились орнаментальные фрески XI - начала XII вв.), собор Спасо-Евфросиниевского монастыря (до 1159, зодчий Иоанн. Фрески начала XIII в.). Комплекс Богоявленского монастыря (вторая половина XVIII в.). Полоцк восстановлен после Великой Отечественно..

Полюс Пьер

        (Paulus) (1881-1959), бельгийский живописец. Учился у своего отца (скульптора-орнаменталиста) и в АХ в Брюсселе. Писал реалистичные индустриальные пейзажи (преимущественно районов Боринажа), картины на темы жизни валлонских шахтёров и металлургов, создавал монументальные образы людей труда ("Юность", 1909, ратуша, Шарлеруа. "Шахтёрский посёлок", Музей современного искусства, Брюссель). Произведения Полюса отмечены драматизмом, суровой простотой и строгостью художественного языка.. ..

Поляков Леонид Михайлович

        (1906-1965), советский архитектор. Учился в ленинградском Вхутеине (1923-29). Преподавал в МАРХИ (1945-65) и МВХПУ (1958-65). Был главным архитектором Севастополя (1948-50). Увлекаясь разнообразием парадно-декоративного оформления и конструктивных решений своих сооружений, Поляков иногда пренебрегал функциональными требованиями. Работы. Жилые дома на Арбате и в Спиридоньевском переулке (оба - 1933-35), станции метрополитена "Курская" (1938), "Октябрьская" (1950. Государственная премия СС..

Дополнительный поиск Польша Польша

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Польша" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Польша, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа