Португалия

90

        (Portugal), Португальская Республика, государство в западной части Пиренейского полуострова. От эпохи палеолита на территории Португалии сохранились наскальные росписи (в Сантьягу-ду-Эшкорал), от эпохи неолита - дольмены, керамика, антропоморфные фигурки из пластинок шифера.        В первой половине 1-го тысячелетия до н. Э. На холмах возводили укрепленные поселения ("ситанья") с круглыми в плане домами из блоков песчаника. Многочисленные завоеватели обогащали местные традиции каменного зодчества (руины римского так называемого храма Дианы в Эворе, II-III вв. До н. Э., и другие здания. Вестготские трехнефные базилики, VII в.). Арабская строительная культура оставила след главным образом в народном жилище юга страны.

К XII в. Поселения выросли в города с нерегулярной планировкой.        Романское зодчество, распространявшееся в Португалии вслед за продвижением Реконкисты (огромные городские соборы в Браге, Визеу, Эворе, Лисабоне. Многочисленные монастыри и приходские церкви), было проникнуто духом крепостной архитектуры. Романский облик сохранялся в монастырских храмах XII-XIV вв., готических по плану и пространственной композиции интерьера. Поздняя готика стала конструктивной основой для национального декоративного стиля "мануэлино", сочная пластичность которого отличалась от современного ему испанского стиля платереско и сочетала причудливо-натуралистические детали (изображения раковин, кораллов и т. Д.) с готическими, мавританскими и другими мотивами (перестройка и строительство монастырей Санта-Мария да Витория в Баталье, 1490-1522, архитекторы Боитак и Матеуш Фернандиш Старший.

Жеронимуш в Лисабоне, 1502-20). Развитие "мануэлино" было прервано распространением ренессансных форм, вошедших в моду при дворе с 1520-х гг. (архитекторы Диогу ди Торралва и др.). В период испанского господства (1581-1640) зодчество пришло в упадок.        Скульптурный декор романских храмов Португалии по технике исполнения напоминает резьбу по дереву. На XIII-XV вв. Приходится расцвет готической пластики (крупнейший центр - Коимбра). Своеобразны каменные надгробия с фигурами умерших и ангелов на верхней плите, сочетающие портретность лиц с обобщённо-пластической трактовкой форм и отточенностью декоративных деталей (надгробие Инеж ди Каштру в Алкобасе, мрамор, вторая половина XIV в.). Беспокойной живописью и напряженной динамикой отмечены ренессансные произведения, создаваемые преимущественно выходцами из Франции (Н.

Шантерен, Ф. Ударте и др.). В живописи XV-XVI вв., проникнутой сильным влиянием ранненидерландского искусства, выделяются "алтарь св. Винцента" с фигурами многочисленных донаторов, отличающийся беспристрастной правдивостью образов, острой индивидуализацией характеристик (вторая половина XV в., Нуну Гонсалвиш (?)), а также архаичные, но полные суровой одухотворённости произведения мастеров школы Визеу (Вашку Фернандиш, Гашпар Ваш), светские по духу композиции лиссабонской школы (Грегориу Лопиш, Жоржи Афонсу), придворные портреты (Криштован ди Мораиш и др.). Самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство XVI-XVII вв., в котором скрещиваются европейские и восточные традиции (мебель, ковры, ткани, керамика лузитано-восточного и индо-португальского стилей, майоликовые плитки азулежу),        В конце XVII-XVIII вв.

Возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лиссабона после землетрясения 1755). Эклектическому творчеству Ф. Лудовиси противостоит национальный вариант барокко на севере страны (архитекторы Ж. Антуниш, Н. Назони). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве XIX в. Преобладает классицизм. Идеи современной архитектуры получают развитие в основном после второй мировой войны 1939-45, когда симметричные планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строительные конструкции и смелые пространственные решения (архитекторы Ф. К. Ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.). В 50-70-х гг. Проведена реконструкция ряда районов Лиссабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами.        В изобразительном искусстве XVII-XVIII вв.

Барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и каменной скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках - "презепиу" (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи XVIII - начала XIX вв. Традиции позднего итальянского барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академического толка (Ф. Виейра Портуэнси). С буржуазной революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португальского романтизма. Во второй половине XIX - начале XX вв. В искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соариж душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. Да Силва Порту, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А.

Созы Кардозу и представительницы абстрактного искусства М. Э. Виейры ди Силва. После свержения фашистского режима (1974) ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в борьбу за прогрессивно- демократическое преобразование страны (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил)..

Значения в других словарях
Портинари Кандидо

        (Portinari) (1903-1962), бразильский живописец и график. Учился в Национальной художественной школе в Рио-де-Жанейро (1918-28). В 1928-30 жил в Европе. Испытал влияние экспрессионизма, сюрреализма, П. Пикассо. С середины 30-х гг. Обратился к реалистичному изображению жизни простого народа, порой сообщая своим образам возвышенно героический характер. Его станковые произведения ("Кофе", 1935. Портрет Р. Роллана, 1936), серии картин ("Беженцы", 1945), монументальные росписи (в Министерстве ..

Портрет

        (франц. Portrait, от устар. Portraire - изображать), изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих о..

Посада Хосе Гуадалупе

        (Posada) (1851-1913), мексиканский график. Основоположник мексиканской школы графики XX в. Обучался графике у М. Манильи. Сотрудничал во многих газетах, создал свыше 15 тысяч ксилографии. В творчестве Посады, впитавшем традиции мексиканского фольклора, определились принципы революционного искусства. Актуальность тематики, социальная острота, простота художественного языка.. ..

Посохин Михаил Васильевич

        (р. 1910), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970), действительный член АХ СССР (1979). Председатель Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и заместитель председателя Госстроя СССР (1963-67). Главный архитектор Москвы (1960-82). Учился в МАРХИ (1935-38). Основные работы (в творческом содружестве с архитекторами А. А. Мндоянцем, Е. Н. Стамо, Б. И. Тхором и при участии ряда других архитекторов) связаны с реконструкцией Москвы. Сооружения 40-50-..

Дополнительный поиск Португалия Португалия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Португалия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Португалия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа