Португалия
(Portugal), Португальская Республика, государство в западной части Пиренейского полуострова. От эпохи палеолита на территории Португалии сохранились наскальные росписи (в Сантьягу-ду-Эшкорал), от эпохи неолита - дольмены, керамика, антропоморфные фигурки из пластинок шифера. В первой половине 1-го тысячелетия до н. Э. На холмах возводили укрепленные поселения ("ситанья") с круглыми в плане домами из блоков песчаника. Многочисленные завоеватели обогащали местные традиции каменного зодчества (руины римского так называемого храма Дианы в Эворе, II-III вв. До н. Э., и другие здания. Вестготские трехнефные базилики, VII в.). Арабская строительная культура оставила след главным образом в народном жилище юга страны.
К XII в. Поселения выросли в города с нерегулярной планировкой. Романское зодчество, распространявшееся в Португалии вслед за продвижением Реконкисты (огромные городские соборы в Браге, Визеу, Эворе, Лисабоне. Многочисленные монастыри и приходские церкви), было проникнуто духом крепостной архитектуры. Романский облик сохранялся в монастырских храмах XII-XIV вв., готических по плану и пространственной композиции интерьера. Поздняя готика стала конструктивной основой для национального декоративного стиля "мануэлино", сочная пластичность которого отличалась от современного ему испанского стиля платереско и сочетала причудливо-натуралистические детали (изображения раковин, кораллов и т. Д.) с готическими, мавританскими и другими мотивами (перестройка и строительство монастырей Санта-Мария да Витория в Баталье, 1490-1522, архитекторы Боитак и Матеуш Фернандиш Старший.
Жеронимуш в Лисабоне, 1502-20). Развитие "мануэлино" было прервано распространением ренессансных форм, вошедших в моду при дворе с 1520-х гг. (архитекторы Диогу ди Торралва и др.). В период испанского господства (1581-1640) зодчество пришло в упадок. Скульптурный декор романских храмов Португалии по технике исполнения напоминает резьбу по дереву. На XIII-XV вв. Приходится расцвет готической пластики (крупнейший центр - Коимбра). Своеобразны каменные надгробия с фигурами умерших и ангелов на верхней плите, сочетающие портретность лиц с обобщённо-пластической трактовкой форм и отточенностью декоративных деталей (надгробие Инеж ди Каштру в Алкобасе, мрамор, вторая половина XIV в.). Беспокойной живописью и напряженной динамикой отмечены ренессансные произведения, создаваемые преимущественно выходцами из Франции (Н.
Шантерен, Ф. Ударте и др.). В живописи XV-XVI вв., проникнутой сильным влиянием ранненидерландского искусства, выделяются "алтарь св. Винцента" с фигурами многочисленных донаторов, отличающийся беспристрастной правдивостью образов, острой индивидуализацией характеристик (вторая половина XV в., Нуну Гонсалвиш (?)), а также архаичные, но полные суровой одухотворённости произведения мастеров школы Визеу (Вашку Фернандиш, Гашпар Ваш), светские по духу композиции лиссабонской школы (Грегориу Лопиш, Жоржи Афонсу), придворные портреты (Криштован ди Мораиш и др.). Самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство XVI-XVII вв., в котором скрещиваются европейские и восточные традиции (мебель, ковры, ткани, керамика лузитано-восточного и индо-португальского стилей, майоликовые плитки азулежу), В конце XVII-XVIII вв.
Возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лиссабона после землетрясения 1755). Эклектическому творчеству Ф. Лудовиси противостоит национальный вариант барокко на севере страны (архитекторы Ж. Антуниш, Н. Назони). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве XIX в. Преобладает классицизм. Идеи современной архитектуры получают развитие в основном после второй мировой войны 1939-45, когда симметричные планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строительные конструкции и смелые пространственные решения (архитекторы Ф. К. Ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.). В 50-70-х гг. Проведена реконструкция ряда районов Лиссабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами. В изобразительном искусстве XVII-XVIII вв.
Барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и каменной скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках - "презепиу" (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи XVIII - начала XIX вв. Традиции позднего итальянского барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академического толка (Ф. Виейра Портуэнси). С буржуазной революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португальского романтизма. Во второй половине XIX - начале XX вв. В искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соариж душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. Да Силва Порту, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А.
Созы Кардозу и представительницы абстрактного искусства М. Э. Виейры ди Силва. После свержения фашистского режима (1974) ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в борьбу за прогрессивно- демократическое преобразование страны (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил)..
Дополнительный поиск Португалия
На нашем сайте Вы найдете значение "Португалия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Португалия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа